Аффилированные лица по 44 фз

5 вопросов Минфину, антимонопольной службе и нотариальной палате

Аффилированные лица по 44 фз

Статья актуальна на 8 мая 2020

Иногда даже эксперты не могут ответить на вопросы, по которым сложилась неоднозначная практика. В этом случае они запрашивают разъяснение у Минфина, ФАС и других ведомств. Примерами таких вопросов и ответами на них делится эксперт сервиса Екатерина Кондратьева.

иллюстратор — Маргарита Федосеева 

Может ли заказчик потребовать конкретизировать товар, если его описание есть в КТРУ?

Что спросили

Иногда заказчики по 44-ФЗ просят конкретизировать товар, описание которого есть в каталоге товаров, работ и услуг (КТРУ). Может ли заказчик требовать конкретизации товара, если рядом с параметрами указано «согласно КТРУ»?

Что ответила ФАС

В позицию каталога включают изменяемые и неизменяемые значения характеристик ТРУ. Заказчик вправе указать дополнительно функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики, которых нет в позиции каталога.  Также он может потребовать иную или дополнительную информацию о ТРУ, если обоснует, почему она ему нужна.

Что ответил Минфин

При формировании объекта закупки заказчик руководствуется Правилами использования каталога, а при описании требований к первой части заявки — п.2.ч.1 ст.64, ч.3 ст.66 44-ФЗ. 

Участник закупки должен выполнять требования заказчика, в том числе предоставлять информацию о конкретных показателях предлагаемого товара.

Кого СМП может пригласить в субподрядчики?

Что спросили

Каких субподрядчиков можно допустить в проекте контракта, если закупка проходит только среди субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО)?

Что ответил Минфин

В закупках по 44-ФЗ заказчик может потребовать у победителя закупки привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа СМП и СОНКО. Однако это требование не действует, если в закупке победили СМП или СОНКО.

В закупках по 223-ФЗ заказчик самостоятельно предусматривает Положение о закупках, в котором решает, можно ли привлекать к исполнению договора субподрядчиков из числа МСП.

Можно ли подтвердить опыт коммерческими договорами?

Что спросили

Можно ли подтверждать опыт по Постановлению Правительства №99 договорами по 223-ФЗ и коммерческими договорами? Например при выполнении работ по строительству, реконструкции, капремонту или сносу объектов, если НМЦК больше 10 млн рублей?

Что ответила ФАС

Для подтверждения опыта за последние 3 года участник закупки может представить государственный контракт или гражданский договор, в том числе заключенный по 223-ФЗ. При этом участник может предоставить только договоры с генеральным подрядчиком — эту позицию ФАС изложила в своем письме от 19.06.2019 №МЕ/51304/19.

Что ответил Минфин

Участник закупки предоставляет документы, которые:

  • подтверждают наличие опыта,
  • позволяют сделать вывод об объеме выполненных работ или оказанных услуг. 

Для этого он должен предоставить хотя бы один контракт или договор, в том числе заключенный по 223-ФЗ. Чтобы подтвердить опыт работ, о которых вы говорите в примере, можно предоставить:

  • копию исполненного контракта или договора,
  • копию контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ, сведения о котором есть в реестре контрактов.

Может ли филиал предоставить контракты, которые исполнила головная организация?

Что спросили

Какими договорами можно подтвердить опыт согласно Постановлению №99, если участник закупки — филиал компании? Может ли он приложить документы головной организации?

Что ответил Минфин

Согласно Гражданскому кодексу филиалы не являются юридическими лицами. Это обособленные подразделение юрлица, которые осуществляют все или часть его функций и находятся вне места его расположения. Действия филиала, в том числе связанные с заключением сделок, накладывают права и обязанности и на само юрлицо.

Таким образом, филиал может приложить документы головной организации для подтверждения опыта по Постановлению правительства №99.

Что нужно указать в решении о совершении крупной сделки

Что спросили

Достаточно ли указать в решении о совершении крупной сделки текст ниже или нужно добавить одобрение обеспечения заявки и контракта? 

1. Одобрить заключение контрактов (договоров) по итогам проведения процедур закупок товаров, работ, услуг, проводимых в соответствии с Федеральным законом от 05.04.

2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Федеральным законом от 18.07.

2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и иным видам закупок от имени Общества с ограниченной ответственностью «______________». 

2. Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________», по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек. 

3. Решение об одобрении крупной сделки действует до «» ___________ 20.

Что ответила Федеральная налоговая палата (ФНП)

В решение о совершении крупной сделки нужно обязательно включить одобрение обеспечения заявки и контракта. Обратите внимание, что в письме от 15.01.2020 № 121/03-16-3 ФНП внесла изменения в порядок оформления решения крупной сделки. Подлинность подписи единственного участника ООО рекомендуется свидетельствовать у нотариуса. 

По аналогии с общим собранием единственный участник может засвидетельствовать у нотариуса решение о выборе альтернативного способа подтверждения решений. Это позволит не удостоверять нотариально следующие решения.

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1279-5-voprosov

Картельный сговор по 44-ФЗ: как опознать на торгах и что делать

Аффилированные лица по 44 фз

Картельный сговор — это соглашение нескольких хозяйствующих субъектов с целью устранить конкуренцию, переделать рынок и поддержать высокие цены на товары, работы или услуги. В закупках по 44-ФЗ используется, чтобы незаконно привести к победе определенного участника. Карается штрафом до 1 000 000 рублей и тюремным сроком до 6 лет.

Картельное соглашение заключается между несколькими игроками одного и того же рынка, то есть организациями, которые производят одни и те же либо сходные товары, работы или услуги и, в норме, должны между собой конкурировать. Конкуренция имеет целью:

  • повышение качества поставляемых товаров, работ или услуг, поскольку каждая организация в условиях честной конкуренции стремится усовершенствовать продукт, сделать его более продаваемым;
  • снижение цены через модернизацию способов производства или уменьшение маржи поставщика.

При картельном соглашении компании договариваются о стабильных ценах, делят между собой рынки сбыта, в результате чего потребитель получает сомнительного качества товары, работы и услуги по завышенным ценам. Практика картельных соглашений не только стагнирует рынок, но и препятствует инновациям, улучшению способов производства и повышению качества товаров, работ или услуг.

Картельные соглашения незаконны и недопустимы.

Что такое картельный сговор при госзакупках

Система государственных закупок внедрена для обеспечения наиболее рационального расходования бюджетных средств. Для 44-ФЗ конкуренция является принципиально важным условием.

В ч. 1 ст. 10 135-ФЗ указано, что такое картельный сговор по 44 ФЗ — соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, которые продают товары на одном рынке, или между хозяйствующими субъектами, которые приобретают товары на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят к:

  1. Установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) или наценок.
  2. Повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
  3. Разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков).
  4. Сокращению или прекращению производства товаров.
  5. Отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

За время существования контрактной системы изобретена не одна форма картельного сговора, в их числе:

  • широко известный «таран», при котором договариваются два игрока: один в процессе торгов сильно снижает цену контракта, делая его невыгодным для других добросовестных поставщиков, из-за чего они снимаются с торгов. В конце торга заявку подает другой участник сговора, понизив цену незначительно, в итоге вторые части заявок этих двоих участников и рассматривает заказчик. В ходе рассмотрения оказывается, что заявка поставщика, который снижал сильно стоимость, не соответствует требованиям. В результате побеждает тот, который снизился незначительно. Договоренность между «тараном» и победителем заключается в том, что второй выплачивает первому «откат», либо на следующих торгах уже победитель станет «тараном» и обеспечит победу партнеру;
  • организации договариваются между собой не снижать сильно цену контракта, что невыгодно для заказчика;
  • в результате договоренности один из конкурентов не подает свою заявку либо подает ее с заведомыми ошибками, обеспечив победу другому участнику.

Картельный сговор между заказчиком и подрядчиком возможен в таких формах:

  • заказчик разрабатывает документацию, «заточенную» под определенного участника. Нередки случаи, когда еще до начала процедуры участники разрабатывают документацию по себя и передают ее заказчикам, а те только публикуют в нужном виде;
  • заказчик формулирует документацию и требования к участникам так, чтобы неподготовленный поставщик не мог самостоятельно правильно подать документы на участие, тем самым подготавливается почва для нужной компании;
  • в ходе тендера заказчик необоснованно или по надуманным основаниям отсеивает неугодных участников, лоббируя интересы конкретной компании.

Признаки картельного сговора

Распознают антиконкурентное соглашение на этапе публикации документации, до непосредственных торгов, по определенным косвенным признакам. Признаки картельного сговора в госзакупках:

  • витиеватая закупочная документация со множеством мелких требований к заявкам;
  • наличие требований, которые не являются строго необходимыми, учитывая предмет закупки, но исполнить которые способна только одна компания, — верный признак того, что ее победу пытается обеспечить заказчик;
  • неправдоподобно короткие сроки исполнения: если заказчик предоставляет слишком мало времени на исполнение контракта, это означает, что часть его уже выполнена определенной компанией и ее победа необходима заказчику;
  • слишком маленькая НМЦК — возможно, заказчик рассчитывает, что добросовестные участники просто не заинтересуются невыгодным предложением.

Уже в ходе проведения торгов определить картельный сговор можно, если имеются признаки картеля на торгах:

  • состав участников: если одни и те же компании кочуют вместе из одной закупки в другую, это часто свидетельствует об устоявшейся схеме сговора;
  • сильное снижение цены в начале торгов — признак «тарана»;
  • один или несколько игроков совершают странные, невыгодные для себя шаги, например, значительно снижают цену или, наоборот, не участвуют в торге.

Установить со стороны однозначно очевидные признаки картеля довольно сложно. ФАС при рассмотрении таких дел рассматривает не только фабулу конкретного тендера, но и предшествующее участие группы организаций в других торгах, IP-адреса, с которых идет работа каждой из организаций, и другие признаки. О наличии сговора подсказывает ощущение, что в ходе торгов:

  • игроки знают заведомо шаги друг друга;
  • игроки или заказчик «продвигают» к победе одну организацию;
  • необоснованно отсеиваются добросовестные игроки.

Штрафы за картельный сговор по закупкам

Организация и участие в антиконкурентном соглашении наказуемо как для заказчиков, так и для участников, и квалифицируется как:

  • административное правонарушение по ст. 14.32 КоАП РФ. Его совершение грозит штрафом для должностных лиц от 20 000 до 50 000 рублей или дисквалификацией до 3 лет, для юридических лиц — от 1/10 до ½ НМЦК, но не менее 100 000 рублей;
  • уголовное преступление по ст. 178 УК РФ, если действия виновника привели к крупному или особо крупному ущербу. Санкцией за картельный сговор будут принудительные работы до 5 лет с лишением права занимать определенные должности на срок до 3 лет или без такового, либо лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 000 000 рублей или без такового и с лишением права занимать определенные должности на срок от 1 года до 3 лет или без такового. Привлечение к уголовной ответственности осуществляется с учетом положений УК РФ о сроке давности. Если причинен ущерб в крупном размере, срок давности картельного сговора составит два года с момента преступления, если в особо крупном — шесть лет.

Что делать, если столкнулись с картельным сговором по 44-ФЗ

Первоначально дело о картельном сговоре рассматривает ФАС, позднее оно переходит на рассмотрение в арбитражный суд, если кто-то из его участников решит оспорить решение ФАС. Либо жалоба изначально подается в суд, если пропущен срок обжалования в ФАС. Судебная практика по картельным сговорам по 44 ФЗ разнообразна, в частности:

  • участники закупок оспаривают действия заказчиков, направленные на лоббирование интересов отдельной организации;
  • рассматривается поведение игроков до и во время торгов на предмет установления между ними связи. Предметом особого внимания стаи, например, «повторяющиеся участники» — компании, которые из года в год действуют единым фронтом и постоянно побеждают у одних и тех же заказчиков или в одних и тех же сферах рынка.

Например, Постановлением АС Восточно-Сибирского округа от 04.07.2019 по делу № А10-3052/2018 признали торги недействительными из-за того, что применялась схема «таран».

Участник аукциона обратился в суд, посчитав, что на торгах другие участники сговорились. Суд установил, что два участника создали видимость борьбы, снизив цену более чем на 90%.

Они составили заявки заведомо с нарушением, и заказчик их отклонил. Контракт заключили с третьим соучастником схемы по максимально возможной цене.

Добросовестные участники, сбитые с толку резким падением цены, не смогли участвовать в торгах. В итоге суд признал торги недействительными.

При определении вины лиц суды принимают во внимание как прямые, так и косвенные доказательства. Например, подтверждением вины будут:

  • использование одних и тех же IP-адресов несколькими игроками;
  • факты денежных транзакций между участниками;
  • обнаружение документов одного участника в офисе другого.

Картели ограничивают развитие рынка как экономически, так и в части внедрения инновационных способов производства. Компаниям нет смысла вкладываться в инновации, если они и без них держат уверенно высокую стоимость на рынке.

Образец жалобы на картель в ФАС

Источник: https://goskontract.ru/tender/kartelnyy-sgovor-po-44-fz-kak-opoznat-na-torgakh-i-chto-delat

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.