Банкротство ресурсоснабжающей организации

Содержание

О правовой природе коммунальных платежей населения в деле о банкротстве управляющей организации

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Общие положения о задолженности населения по ЖКХ вне банкротства управляющей организации

По смыслу положений Жилищного кодекса РФ под управляющей организацией понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирным домом. Управление многоквартирным домом является лицензируемым видом деятельности, в соответствии с ч. 1.3 ст. 161 и ст. 192 Жилищного кодекса РФ.

В условиях обычной хозяйственной деятельности управляющей организации законодатель предусмотрел упрощенный порядок взыскания задолженностей за предоставляемые услуги ЖКХ с потребителей. Так, с 01.06.2016 на основании ст.

122 Гражданского процессуального кодекса РФ стало возможным взыскивать задолженность с населения в порядке приказного судопроизводства (при сумме задолженности, не превышающей 500 000 рублей).

Поскольку судебный приказ допускает инкассовое списание банком денежных средств с расчетного счета должника, минуя стадию исполнительного производства, стало возможным в относительно короткий срок фактически взыскать долг.

В этой связи, у управляющих организаций в руках возникал резервный актив в виде дебиторской задолженности, которую недобросовестные лица реализовывали коллекторским агентствам либо уступали права своим же кредиторам. Страдал в данном случае – потребитель, который был вынужден разбираться с третьими лицами.

Но с 26.07.2019 Федеральным законом № 214-ФЗ были внесены поправки в ч. 18 ст.

155 Жилищного кодекса РФ, в соответствии с которыми управляющие организации, товарищества собственников жилья, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы, ресурсоснабжающие организации, региональные операторы по обращению с ТКО, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, утратили возможность уступать права (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам. Нарушение такого запрета влечет признание ничтожными заключенных договоров об уступке права (требования) по возврату долгов по ЖКХ.

Исключением из законодательного табу признаются лишь случаи уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и ЖКУ вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным ТСЖ либо жилищному или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с ТКО. При этом, право взыскивать просроченную задолженность по ЖКХ в судебном порядке предоставлено только наймодателю жилого помещения, управляющей организации, иному юрлицу или индивидуальному предпринимателю, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представителям.

Правовой статус задолженности по ЖКХ в процедуре банкротства управляющей компании

В случае признания управляющей организации несостоятельной (банкротом), задолженность населения может быть реализована следующими способами.

Способ 1. Взыскание арбитражным управляющим задолженности с каждого потребителя услуг в судебном порядке по правилам общего судопроизводства (получение судебного приказа либо исполнительного листа по результатам рассмотрения гражданского дела).

В данном случае, в соответствии с п. 1 ст. 131 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.

2002 «О несостоятельности (банкротстве)» взысканные денежные средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами.

Указанный способ затягивает проведение процедуры банкротства, однако является наиболее эффективным способом пополнения конкурсной массы на сегодняшний день.

Способ 2. Реализация с торгов управляющей организации-должника непросуженной и/или не взысканной дебиторской задолженности либо единым лотом, либо несколькими лотами.

При выборе данного способа необходимо учитывать предусмотренные законом ограничения по субъектному составу участников торгов в силу ч. 18 ст 155 ЖК РФ. Из буквального содержания п. 18 ст. 155 ЖК РФ следует, что задолженность физических лиц за коммунальные услуги можно уступить ограниченному кругу лиц – только специализированным организациям в сфере жилищно-коммунальных услуг.

По общим правилам закон не запрещает реализовать имущество должника или дебиторскую задолженность организации-банкрота неограниченному кругу лиц, однако реализация дебиторской задолженности населения по коммунальным платежам в силу поправок, внесенных Федеральным законом от 26.07.2019 № 214-ФЗ, получила свою специфику в виде ограничения субъектного состава участников таких торгов.

Таким образом, дебиторская задолженность населения по жилищно-коммунальным услугам относится к категории имущества должника, ограниченного в обороте, и подлежит реализации с учетом особенностей, изложенных в п. 2 ст. 105 Закона о банкротстве.

Выводы судебной практики на этот счет: уступка прав требований непрофессиональным участникам рынка жилищно-коммунальных услуг лишает граждан возможности установления законности требования долга в судебном порядке с участием специально уполномоченных жилищным законодательством участников и исключает дальнейшую передачу денежных средств за потребленные ресурсы надлежащему кредитору (управляющей компании или ресурсоснабжающей организации) в полном объеме, что, безусловно, ограничивает законные права и интересы граждан. Указанные положения Жилищного кодекса РФ направлены на защиту прав и законных интересов граждан, являющимися потребителями коммунальной услуги, и являются специальными по отношению к Закону о банкротстве.

В качестве примера – дело № А40-78208/18-18-94 «Б». Определение Арбитражного суда г. Москвы от 27.03.

2020 в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) должника ООО «Главное управление Жилищным Фондом» по ходатайству конкурсного управляющего о разрешении разногласий, возникших между конкурсным управляющим и комитетом кредиторов по вопросу утверждения положения о порядке, сроках и условиях продажи имущества ООО «ГУЖФ» (дебиторской задолженности населения перед УК).

Подытоживая изложенное выше, позволю себе сделать вывод о том, что в процедуре банкротства управляющей организации такой актив как дебиторская задолженность населения по ЖКХ, с одной стороны, не представляет особой ценности в связи с наличием признаков ограниченного в обороте имущества, при этом, с другой стороны, зачастую является единственным источником пополнения конкурсной массы должника.

Приоритет именно реализации дебиторской задолженности над ее взысканием в рамках претензионно-исковой деятельности состоит в том, что последнее, безусловно, имеет длительный характер, что влечет затягивание процедуры конкурсного производства.

В этой связи, поскольку арбитражный управляющий не ограничен в выборе одного из способов реализации дебиторской задолженности, проведение торгов совместно с мероприятиями, направленными на взыскание такой дебиторской задолженности, предполагает максимально эффективное пополнение конкурсной массы должника вышеуказанной категорией имущества.

Остается открытым в данном случае только один вопрос (и на это я не смогла найти соответствующей судебной практики): какова судьба дебиторской задолженности населения в случае признания торгов по ее продаже несостоявшимися или не заключен договор с единственным участником торгов? смогут ли кредиторы должника (не обладающими характеристиками таких же управляющих компаний или ресурсоснабжающих организаций), руководствуясь положениями ст. 142.1 Закона о банкротстве, получить указанную задолженность в качестве отступного? и как в таком случае соблюдается предусмотренный ч. 18 ст. 155 Жилищного кодекса РФ запрет на уступку прав (требования) по возврату просроченной задолженности по таким платежам третьим лицам?

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/06/01/o_pravovoj_prirode_kommunalnyh_platezhej_naseleniya_v_dele_o_bankrotstve_upravlyayuschej_organizacii

Особенности регулирования банкротства организаций рынка жилищно-коммунального хозяйства

Банкротство ресурсоснабжающей организации

5 февраля мы провели онлайн-семинар о банкротстве организаций ЖКХ. Андрей Бежан, у которого за плечами 18-летний опыт по экономическим спорам и банкротстве, подробно рассказал об этой процедуре. Мы считаем, предупреждён – значит, вооружён. Каждой управляющей организации важно ориентироваться в этой теме.За что председателя ТСЖ привлекут к субсидиарной ответственности

Общие понятия процедуры банкротства

Банкротством называют признанную арбитражным судом неспособность должника

  • в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;
  • и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Процедура банкротства организаций ЖКХ, в частности, управляющих организаций, помимо соответствия общим признакам, имеет свою специфику. О ней 5 февраля в рамках онлайн-семинара рассказал Андрей Бежан, к.ю.н., практикующий адвокат, управляющий партнёр ALT Litigation, независимый эксперт по антикоррупционной экспертизе НПА.

→ Смотрите видео на нашем -канале

Предлагаем подробнее рассмотреть определение понятия банкротства. «Признанную арбитражным судом» – это значит, что считать предприятие банкротом только потому, что оно не платит, нельзя. Бывают случаи объективного банкротства, когда есть объективные обстоятельства, свидетельствующие о невозможности исполнения обязательств перед контрагентами.

«Задолженность по денежным обязательствам» – это любые договоры, заключённые управляющей организацией, с контрагентами. Под обязательными понимаются платежи, которые предъявляются компании со стороны фискальных органов: налоги и взносы в различные фонды.

«Выплата выходных пособий и (или) об оплате труда лиц» – новое положение в законе, раньше за работниками не признавалось право инициировать процедуру банкротства в отношении своей компании. После того, как тенденция по росту долга по зарплате стала стабильной, законодатель решил ввести такую возможность.

В настоящий момент инициировать процедуру банкротства в отношении коммерческой организации, в том числе УО, могут не только налоговая, банки и кредиторы, но и простые работники этой компании, если сумма задолженности перед ними соответствует описанной в законодательстве.

К общим признакам банкротства относятся:Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

Четыре процедуры банкротства, о которых нужно знать

Процедура банкротства имеет целый ряд критериев и этапов, которые нужно учитывать. Первые два этапа – наблюдение и финансовое оздоровление – считаются процедурами не банкротства, а несостоятельности. В таком случае у компании квалифицируется наличие проблем и со стороны государства вводится контроль за её деятельностью для предотвращения причинения ещё больших убытков её контрагентам.

Цель процедуры наблюдения – составить анализ финансового состояния должника. Именно на этом этапе будет понятно, какие последствия возникнут для компании. Срок проведения анализа составляет 7 месяцев и может продлеваться.

На этом этапе назначается временный управляющий. Его задача – собрать информацию в отношении имущества должника, предотвратить эпизоды вывода активов через контроль за деятельность организации, согласовать целый ряд сделок.

Временный управляющий не имеет права вмешиваться в хозяйственную деятельность и отстранять руководство организации от управления. Контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Второй этап – финансовое оздоровление. Цель этой процедуры – восстановление платёжеспособности и погашение задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности. Срок проведения этапа не превышает 2 лет.

Суть процедуры заключается в том, что собрание кредиторов утверждает график погашения задолженности и контролирует его выполнение. На этом этапе контроль сохраняется за органами организации, но с ограничением полномочий.

Это одна из самых редких процедур банкротства. Она практически никогда не применяется, поскольку само по себе введение процедуры банкротства означает невозможность для организации произвести расчёты.

Третий этап, не менее редкий, – внешнее управление. Его цель – восстановление платёжеспособности в соответствии с планом внешнего управления. Проводится он за 18 месяцев. Контроль переходит внешнему управляющему, который и разрабатывает для компании план выхода из кризиса.

Конкурсное производство – финальная стадия процедуры банкротства, за которой следует ликвидация организации. Цель процедуры – погашение требований кредиторов за счёт имущества должника.

Длится конкурсное производство 1 год. Это условный срок, процедура может затянуться на несколько лет.

Условием для продления является незавершение мероприятий по формированию конкурсной массы, по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих лиц, оспаривание сделок.

Особенность процедуры заключается в том, что контроль над деятельностью должника переходит конкурсному управляющему.

О значении фигуры управляющего и о каждой процедуре банкротства подробности смотрите в видеозаписи онлайн-семинара.Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

Банкротство субъектов рынка ЖКХ

Мы перечислили основные признаки и этапы процедуры банкротства, общие для всех организаций. Пристальное внимание Андрей Бежан уделил особенностям регулирования банкротства именно для управляющих организаций.

По сравнению с финансовыми и страховыми компаниями особенностей можно выделить не много, но они есть:

  1. При признании владельца специального счёта банкротом деньги, находящиеся на специальном счёте, не включаются в конкурсную массу (п. 7 ст. 175 ЖК РФ).

Не нужно бояться, что деньги, находящиеся на спецсчёте, уйдут на расчёты с кредиторами и ресурсоснабжающей организациями, на налоги.

В отношении этих денег установлен специальный режим, они не принадлежат должнику.

  1. Региональный оператор не может быть признан банкротом.

    Субъект РФ, как учредитель регионального оператора, не вправе принять решение о его ликвидации (п. 2 ст. 178 ЖК РФ).

Если бы не было такой абсолютной защиты от процедуры банкротства, то возможны были бы посягательства на деньги, которые хранятся на счетах регионального оператора.

В отношении должника должна быть открыта процедура конкурсного производства – на это будет решение суда. Такой судебный акт вступает в силу немедленно после его вынесения. С этого момента наступают все правовые последствия, которые предусмотрены законом о банкротстве.

Орган ГЖН исключает дома из реестра, но в данном случае нужно помнить про действие статьи 200 ЖК РФ.

  1. Согласно статье 200 ЖК РФ, несмотря на исключение МКД управляющая организация продолжает управлять домом до выбора собственниками иного способа управления, проведения открытого конкурса по выбору новой компании.

Орган МСУ в течение 15 дней с момента получения от ГЖИ информации об исключении домов созывает общее собрание собственников МКД для решения вопроса о выборе способа управления таким домом.

Если решение не принято, не реализовано, то в течение 3-х дней орган МСУ обязан объявить о проведении открытого конкурса по отбору УО и провести этот конкурс в течение 1 месяца. Если конкурс не состоялся, управляющая организация назначается без проведения конкурса.

Вся информация о введении процедуры банкротства в отношении УО содержится на сайтах Федеральной налоговой службы, Федресурс, Картотеки арбитражных дел. Это позволяет собственникам помещений в МКД быть в курсе развития ситуации, понимать, что с УО что-то не так и оперативно проводить её смену.

В следующих статьях мы расскажем о последствиях введения процедуры банкротства. Если вы хотите узнать об этом раньше, смотрите видеозапись онлайн-семинара.

Помимо этого из видеозаписи вы узнаете:

  • как предотвратить банкротство после подачи заявления кредитором;
  • как должен вести себя руководитель после введения процедуры банкротства;
  • влечёт ли введение банкротства прекращение деятельности УО по управлению МКД
  • что делать, если вы не согласны с решениями собраний кредиторов и действиями арбитражного управляющего;
  • кто может быть привлечен к субсидиарной ответственности и каковы риски бывших руководителей компании;
  • как привлечь контролирующее лицо к субсидиарной ответственности после ликвидации организации;
  • что нужно делать, если в отношении руководителя УО уже подано заявление о привлечении к субсидиарной ответственности;
  • можно ли снизить риск привлечения к субсидиарной ответственности;
  • какие сделки могут быть оспорены после введения процедуры банкротства и какие риски это влечёт;
  • как можно снизить риски оспаривания сделок в процедуре банкротства.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/11170-osobennosti-regulirovaniya-bankrotstva-organizaciy-rynka-zhkh

Банкротство управляющей компании: чем это грозит жильцам, кому платить долги и куда они переходят?

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Управляющая компания – это организация, которая осуществляет управление общедомовым имуществом многоквартирного дома. Как правило, данная организация выбирается большинством жильцов для того, чтобы выступать посредником между всеми собственниками помещений в таком доме и различными подрядными организациями, которые выполняют определенные работы или оказывают услуги таким собственникам.

Кроме того, управляющая компания также выполняет самостоятельно некоторые виды работ, например, обеспечивает уборку подъездов и придомовых территорий своими силами или посредством привлечения специально нанимаемых организаций.

Причины банкротства управляющей компании

Все перечисленные выше действия данная организация выполняет за счет своих собственных средств, а также за счет средств, которые перечисляют ей собственники помещений в многоквартирном доме для оплаты оказываемых услуг. Именно расходование средств со своего личного счета компании и может стать причиной ее банкротства. В целом к числу основных причин банкротства управляющих компаний многоквартирных домов можно отнести следующие:

  • наличие большого числа должников по оплате за оказанные услуги среди собственников помещений в доме (при этом речь необязательно идет о жилых помещениях);
  • наличие задолженности дома (из-за большого числа неплательщиков) перед ресурсоснабжающими организациями. Несмотря на то что с 2019 года на основании изменений в действующем законодательстве управляющая компания не может выступать посредником между собственником помещения и ресурсоснабжающей организацией, ситуация складывается таким образом, что ресурсоснабжающая организация обращается именно к управляющей компании для погашения задолженности с целью избежать предоставление услуг всему дому из-за определенного числа должников. В данном случае задолженность гасится управляющей компанией из числа своих средств, которые потом будут взысканы с должников. Однако в случае, если сумма, необходимая для погашения таких задолженностей, велика, компания может потерпеть финансовый крах;
  • отсутствие рационального распределения средств по основным целям руководством управляющей компании для стабилизации финансового положения организации;
  • растрата средств, перечисляемых в управляющую компанию, с целью их присвоения или использования для личных нужд;
  • осуществление демпинговых мер на рынке оказания коммунальных услуг для получения как можно большего объема домов в обслуживание. В этом случае накопленных средств не хватает для полноценного исполнения взятых на себя обязательств, что становится причиной чрезмерного увеличения объема таковых обязательств и, как результат, невозможности выполнения их из-за «раздутого» объема. В результате этого компания перестает справляться со взятыми на себя обязательствами и постепенно влезает в долги из-за необходимости оказывать несоразмерный своим возможностям объем работ. Кроме того, в рамках демпинга компания может пасть жертвой недобросовестных конкурентов, когда они намеренно демпингуют цены на рынке оказания услуг, в результате чего компания с более высокой стоимостью своих услуг оказывается невостребованной и несет убытки из-за сокращения клиентов, которым должны быть оказаны услуги.

Этапы процедуры банкротства

Процедура банкротства управляющей компании, которая проводится на сегодняшний день в рамках действующего законодательства о признании финансово несостоятельным, не имеет каких-либо отличий от стандартной процедуры, присущей юридическим лицам, с точки зрения законодательства. Однако есть некоторые особенности, которые встречаются с практической точки зрения.

Если говорить об общих этапах, то для управляющей компании в соответствии с положениями Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» данный процесс выглядит следующим образом:

  • подача заявления о собственном банкротстве в судебные органы. В соответствии с положениями указанного выше федерального закона такое заявление должен подать либо руководитель или учредитель управляющей компании, как юридического лица, либо кредиторы, либо жильцы многоквартирного дома. В перечне лиц, которые имеют право подавать заявление о банкротстве управляющей компании проявляется первая особенность практической стороны данного процесса. Однако для того, чтобы собственники помещений в многоквартирном доме смогли воспользоваться своим правом и подать заявление в суд, необходимо доказать, что управляющая компания действительно является финансово несостоятельной, а не просто не исполняет взятые на себя обязательства по договору. Такое доказательство, как правило, можно получить на основании взаимодействия с ресурсоснабжающими организациями или подрядчиками при выполнении определенного вида работ посредством запросов финансовых документов;
  • принятие искового заявления арбитражным судом к производству с целью определения вероятности проведения процедуры признания управляющей компании в качестве финансово несостоятельной организации. Для того чтобы заявление было принято к производству, его необходимо оформить правильно, указав не только данные о том лице, которое должно быть признано банкротом (в данном случае все юридические и фактические сведения идентифицирующего характера об управляющей компании), но также и размер задолженности или те признаки, по которым возможно принять решение о несостоятельности юридического лица (например, срок существования просроченной задолженности, которая не была погашена);
  • введение процедуры наблюдения и назначение арбитражного управляющего. На данном этапе организация работает в стандартном режиме, а за всеми действиями руководства осуществляется тщательное наблюдение со стороны арбитражного управляющего. Такое наблюдение необходимо для того, чтобы определить, есть ли признаки фиктивного банкротства в компании, либо осуществляются действия мошеннического характера, в результате чего компания не может быть признана банкротом без привлечения к уголовной, административной или субсидиарной ответственности контролирующих ее лиц. Все результаты проведенного наблюдения арбитражный управляющий обязан сформировать в отчет, который по истечении периода наблюдения предоставляет в арбитражный суд для обоснования возможности введения дальнейших процедур банкротного процесса либо для отказа в проведении процедуры банкротства;
  • финансовое оздоровление. Данный этап происходит в том случае, если арбитражный управляющий в рамках проводимого наблюдения пришел к выводу о том, что компанию возможно восстановить в финансовом плане, предприняв определенные виды действий. Этап финансового оздоровления вводится на основании специального акта арбитражного суда (как правило, используется форма судебного решения с присоединенным к нему определением, в котором указывается, какой арбитражный управляющий будет проводить процедуру финансового оздоровления). Предельный срок, на который может быть введена данная банкротная процедура, составляет не более двух лет с даты вступления в силу соответствующего судебного решения. На данном этапе все действия, которые осуществляются арбитражным управляющим при взаимодействии с руководством управляющей компании, направлены на достижение одной цели – добиться стабилизации финансового состояния юридического лица, чтобы выйти из сложившегося кризиса. По итогам проведения процедуры финансового оздоровления арбитражный управляющий также готовит отчет о том, достигнута ли поставленная цель или нет, а также о целесообразности иных мер финансовой поддержки компании;
  • в том случае, если финансовое оздоровление, как процедура, не позволила достичь желаемого результата в виде стабилизации ситуации в управляющей компании, наступает период внешнего управления. В данном случае компания продолжает осуществлять все те действия, которые отвечают цели ее создания, но управление ею осуществляет только арбитражный управляющий в рамках тех полномочий, которыми его наделил арбитражный суд. На этом этапе прекращаются любые платежи кредиторам для удовлетворения их требований, а также налагается мораторий на удовлетворение исполнительных листов в рамках проведения различных исполнительных производств. Это делается с целью накопить как можно больше средств, которые возможно будет направить на оздоровление компании. Итогов у данного этапа может быть два: средства для восстановления финансовой состоятельности управляющей компании найдены в полном объеме, что позволяет восстановить ее как самостоятельно функционирующее юридическое лицо и реализовывать в дальнейшем все уставные цели функционирования; второй итог – средств на восстановление финансового состояния компании и вывода ее из кризиса найти не удалось, в результате чего средств хватает только для погашения задолженностей перед кредиторами и прекращения существования компании без долгов;
  • в том случае, если этап внешнего управления позволил полностью рассчитаться с долгами кредиторов за счет накопленных средств, на основании отчета арбитражного управляющего и по решению суда проведение процесса признания юридического лица финансово несостоятельным прекращается, а сама компания продолжает функционировать в прежнем режиме;
  • если внешнее управление не возымело своего действия, то вводится этап конкурсного управления. На данном этапе происходит формирование конкурсной массы путем продажи всех имеющихся видов имущества у компании и последующее направление вырученных средств на погашение задолженностей перед кредиторами всех уровней;
  • после конкурсного управления или конкурсного производства арбитражный управляющий направляет в федеральные налоговые органы документы о ликвидации управляющей компании, как юридического лица.

Если у управляющей компании нет средств для погашения имеющихся задолженностей и она должна быть ликвидирована, может быть использован упрощенный порядок, в ходе которого суд при принятии к производству заявления о собственном банкротстве и при рассмотрении такого заявления принимает решение о том, чтобы вместо всех стадий от наблюдения до внешнего управления сразу ввести конкурсное производство. Это возможно в том случае, если было принято решение о ликвидации управляющей компании, но при подготовке промежуточного ликвидационного баланса было установлено, что у компании имеются долги перед кредиторами различных уровней, что делает обязательным проведение процедуры банкротства.

В этом случае возможно использовать положения Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который предполагает использование упрощенной процедуры.

Чем грозит банкротство УК жильцам многоквартирного дома

Признание финансово несостоятельной управляющей компании грозит жильцам многоквартирного дома определенными правовыми последствиями до того момента, пока они не выберут новую управляющую компанию.

К числу основных последствий следует отнести:

  • необходимость выбора новой управляющей компании либо создание товарищества собственников жилья или товарищества собственников недвижимости в рамках многоквартирного дома. До того момента, пока одна из форм управления не будет реализована, управляющая компания обязана будет проводить управление имуществом многоквартирного дома даже в том случае, если этап конкурсного производства уже завершен и остается только ликвидировать саму компанию. Однако, как правило, данная ситуация до такого временного предела не доходит, и смена управляющей компании происходит еще до введения конкурсного производства, когда становится понятно, что без данного процесса обойтись не получится;
  • перенаправление средств на счета другой управляющей компании для получения услуг соответствующего качества. Данные действия должны происходить под контролем лица, взаимодействующего с управляющими компаниями (например, председатель жилищного кооператива или специально избранный от всех собственников помещений представитель дома, на которого возложены общим собранием собственников полномочия по такому взаимодействию). Однако жильцов такое перенаправление средств затронуть не должно в том случае, если они исправно вносят все необходимые средства в рамках обязательных платежей;
  • необходимость прямой оплаты услуг за потребленные ресурсы. Данное правило действует в том случае, если ранее прямые договоры не были заключены (в некоторых регионах существует ситуация, когда не во всех населенных пунктах есть представительства прямых ресурсоснабжающих организаций, и приходится платить управляющей компании, выступающей в качестве посредника. Так как ресурсоснабжающая организация в данном случае рассматриваются как кредитор, она заранее получает уведомление о проводимой процедуре банкротства и самостоятельно начинает направлять своим потребителям счета на оплату полученных услуг);
  • необходимость оплаты оказываемых услуг самой управляющей компании до момента ее смены. Это необходимо для того, чтобы в будущем арбитражный управляющий посредством использования своих полномочий не обратил судебное взыскание на неплательщика за такие услуги с целью получения тех средств, которые не были возмещены.

Кому платить долги, если обанкротилась управляющая компания

В том случае, если управляющая компания признана банкротом, то долги населения, которые образовались за потребленные услуги, необходимо вносить на ее счета до тех пор, пока задолженность не будет погашена в полном объеме, либо не произойдет ликвидация управляющей компании.

Средства, поступающие в качестве погашения имеющихся долгов перед организацией, будут включены в конкурсную массу для расчетов с имеющимися кредиторами.

После того как компания будет ликвидирована, все средства будут направлены на счета компании-преемника, которую выберут собственники помещений в многоквартирном доме, либо на счета созданного ТСЖ или ТСН. Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/bankrotstvo/yuridicheskix-lic/upravlyayuschey-kompanii.html

Банкротство компаний водоснабжения, водоотведения и газоснабжения

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Каждый многоквартирный дом обслуживает та или иная организация ЖКХ, в частности это могут быть ТСЖ или УК. Однако сейчас все чаще появляются случаи их банкротства, то есть юридическое лицо не может погасить долги кредиторам. Многие люди не знают, что им делать в подобных обстоятельствах, поэтому очень важно во всем подробно разобраться.

Суть процесса банкротства компаний снабжения

Стоит понимать на сколько печально состояние многих ЖКХ в РФ. Именно такая обстановка напрямую влияет на состоятельность управляющих организаций квартирных домов.

Управление происходит не грамотно, решения принимаются не взвешенно, что создает общую малоэффективность в работе УК.

Часто такие фирмы несут огромные задолженности по отношению к организациям, поставляющим различные ресурсы.

После образования коммунальных хозяйств в виде товарищества собственников жилья (ТСЖ) и управляющих компаний (УК), последние пришли в упадок, что привело к частым банкротствам.

Все причины банкротства имеют совершенно разные факторы возникновения. Вот общие критерии, которые приводят фирму к линии банкротства:

  • Количество потребляемой холодной воды определяется не верно. Это происходит из-за старой сантехники и проживания в квартире большего количества людей, чем указано в документах.
  • Нормативы теплоснабжения подсчитываются неправильно из-за плохой теплоизоляции в старых постройках (мало кто из жильцов самостоятельно утепляет фасад здания), что содействует большему потреблению тепла. Тарифы пересматриваются позднее, чем необходимо, что влечет за собой возникновение долга.
  • Вознаграждение агентству происходит не на прямую. Люди оплачивают коммунальные услуги УК, а она в свою очередь перечисляет их на счет поставщика определенного ресурса. Оплата УК берется из этих денежных средств, так как ни жильцы, ни поставщики не оплачивают ее услуги. Именно поэтому вместо обновления инфраструктуры в целом, учреждение выделяет средства для оплаты вознаграждения.
  • Отсутствие позитивного взыскания оплаты с неплательщиков. Особенно часто подобное происходит с социальным жильем. УК будет нанимать специалистов (коллектор, юрист), оплачивать государственные судебные пошлины и так далее. А в результате подобные действия не имеет высокой эффективности.
  • В результате большой конкуренции уже существующие управляющие компании понижают стоимость за собственные услуги.
  • Не грамотное управление организацией или вовсе не целевая трата собранных денег, то есть мошенничество. Это достаточно распространенные причины, так как в случае банкротства, фирма не понесет ответственности за произошедшее.

Для людей, проживающих в многоквартирном доме, происшествие означает смену УК, а это в свою очередь приводит к изменению тарифов, разбирательствам судебного характера по отношению предоставление коммунальных услуг. Все вышеперечисленное приводит к возможным сбоям в получении ресурса.

В случае банкротства организации необходимо придерживаться такого алгоритма действий, описанного в жилищном кодексе:

  • Подача заявления с указанием необходимости проверить исполнение обязанностей согласно договору МКД, в прокуратуру.
  • После получения документации, в которой написано, что компания не выполняет свои обязанности, следует пойти в суд и добиться их выполнения. Это действие поможет в дальнейшем человеку не выплачивать долги.
  • Платить за коммунальные услуги необходимо, иначе жилец будет признан должником. А вот оплачивать обслуживание или ремонт МКД нет необходимости.
  • Нужно собрать всех жильцов, чтобы выбрать новую управляющую компанию (другой метод управления многоэтажным домом).

Формы банкротства компаний снабжения

Отталкиваясь от причин, банкротство коммунальных фирм может принимать различные формы. Вот их основной вид:

  • Фиктивное.
  • Естественное.
  • Преднамеренное.

Последний вид провоцируют для увеличения задолженности чтобы:

  • Ввести в заблуждения работников фирмы.
  • Уйти от выполнения обязательств перед кредиторами.
  • Незаконным методом получить активы организации.
  • Попытка сменить условия оплаты долгов.

Естественно фиктивный и преднамеренный вид – это незаконное банкротство, которое карается законом. Фиктивная несостоятельность в финансовом плане будет наказана деквалификацией УК от одного года до пяти лет, а преднамеренный вид – от шести месяцев до трех лет.

Процесс признания банкротом обслуживающих компаний

Российское законодательство четко описывает данную процедуру. Заявление рассматривается в судебном порядке, как и прочие виды финансовой несостоятельности. Каждый этап признания банкротства обладает собственными отдельными особенностями.

Составление заявления

Арбитражный суд может принять заявление о банкротстве управляющих компаний ЖКХ от:

  • Партнера компании, предоставляющего свои услуги обслуживания многоэтажного дома и прилегающей территории.
  • Жильцов, но только при не выполнении обязанностей обслуживающей компании.
  • Кредитора, дающего определенные займы.
  • Управленческой верхушки фирмы. Со временем сложилось четкое утверждение, что признание банкротства является наиболее простым методом избавления от задолженности.

Информация, которую обязательно указывать в заявлении:

  • Все данные истца – фамилия, имя, отчество, адрес, данные из паспорта или название фирмы, адрес регистрации, информация из свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
  • Все данные касающиеся ответчика – код ОКПО, МФО, название, адрес и так далее.
  • Основная претензия без воды, а именно сумма долга, его давность и период времени, когда не выполнялись обязательства.
  • Подтверждения документального характера о задолженности.

Написанное субъектом заявление необходимо зарегистрировать в канцелярии при суде, а через определенное время его начнут рассматривать.

Процесс признания проходит несколько обязательных этапов. А после оформления деятельность УК полностью останавливается. В редких случаях руководству удается вывести фирму к положительному исходу. Проще будет устранить организацию полностью, а затем открыть новую. Это делается во избежание долговых выплат.

Банкротство компаний снабжения

Быстро проходимый этап (не более двух месяцев), потому что в большинстве случаев задолженность самого учреждения намного больше, чем клиентский долг. В процессе проверки будет выявлено от чего появились такие долги (не грамотное распоряжение финансами, мошенничество).

Управление внешнего типа

Суд назначает специального работника, который будет пытаться вывести компанию из сложившейся ситуации. Но положительный результат будет только в случае задолженности непосредственно от клиентов, то есть жильцов многоэтажного дома.

Назначенный управляющий проводит такую деятельность:

  • По завершению суда, он проводит взыскание задолженности с жильцов.
  • Если оплата просрочена, то накладываются штрафы.
  • Жители компенсируют судебные издержки.

Конкурсное производство

В статье 134 Закона о банкротстве указаны требования кредиторов, которые необходимо удовлетворить:

  • Необходимо оплатить работу управляющего и других задействованных лиц, расходы, связанные с судебным процессом.
  • Покрытие задолженностей текущего типа и платежи РСО.
  • Требования кредиторов должны быть полностью выполнены.

Объекты конкурсной массы:

  • Имеющиеся до инициации суда в обороте УК.
  • Во время разбирательства находят все объекты организации.

В теории все объекты личного назначения и вещи руководства, изъятые из оборота и средства от жильцов не подлежат включению в данную процедуру. Однако, на практике они постоянно оказываются в этом списке.

Затем наступает момент написания ликвидационного баланса фирмы и вносятся записи, касающиеся ликвидации юридического лица. Делается это в полном соответствии к нормам в главе 4 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Некоторые последствия банкротства компаний снабжения

После окончания начатого процесса, в управляющем учреждении будут происходить такие действия:

  • Фирма больше не будет числиться, как юридическое лицо.
  • Люди, живущие в доме не будут временно получать услуги по договору.
  • Многоквартирному дому необходимо найти достойную управляющую компании на замену предыдущей.
  • По прошествии определенного количества времени нужно заключить услуги с новой компанией.

Что нужно знать жильцам

Нужно четко понимать, что напрямую жильцов не будет затрагивать финансовая несостоятельность УК.

Главное не затягивать сборы, на которых люди выбирают новую управляющую компанию либо объединяются в ТСЖ. При не совершении подобных действий, администрация района возьмет на себе эту ношу.

В таком случае дом выставляется на аукцион, а в результате его забирает УК, предлагающая наиболее выгодные условия.

Иногда ни одна организация не хочет брать дом под свою опеку, тогда он перейдет в добровольно-принудительном порядке городской УК в этом районе. А значит, дом в любом случае окажется под присмотром, что так важно для всех жильцов. То есть при признании банкротства, жильцам максимум грозит произвольная смена фирмы, без учета их мнения.

Важно в положенный срок оплачивать коммунальные платежи. Если фирма имеет задолженности перед ресурсоснабжающими организациями, то соответственно УК давит на злостных неплательщиков. Когда-то с подобных ситуациях просто присылали письма с просьбой погасить долг, то сейчас фирмы могут подать иск в суд или вовсе отключить воду, свет, газ. Это абсолютно законные методы касающиеся должников.

Оплачивать коммунальные счета необходимо даже, если управляющую организацию признают банкротом, поэтому особого смысла тянуть время нет.

Существует несколько серьезных причин для банкротства УК, например, некомпетентное управление, снижение цен из-за конкурентов. Жильцам не стоит сильно переживать по поводу несостоятельности организации в финансовом плане, потому что в результате многоквартирный дом возьмет под свою опеку другая УК.

Но после этого тарифы на все услуги будут изменены в соответствии с уставом новой фирмы. На некоторое время людям могут прекратить предоставлять услуги, но обычно это не длительный период.

Для грамотного выбора лучше созвать собрание жильцов и на общем совете выбрать новую, профессиональную управляющую компанию, чтобы быть уверенным в ее финансовой состоятельность, качестве услуг.

Источник: https://bankrotstvo-kompanii.ru/2019/01/18/%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%80%D0%BE%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B0%D0%B1%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/

Банкротство предприятий ЖКХ

Банкротство ресурсоснабжающей организации

Рыночная экономика предполагает участие в ней предприятий, фирм и организаций различных форм собственности и назначения.

В рыночной конкуренции, как известно, побеждает та компания, тот бизнес, который может предоставить самые качественные товары и услуги, по приемлемой для покупателя цене. Но в общем ряду рыночных компаний существует определенная группа бизнесов, которые не могут быть полноценными конкурентами по ряду объективных обстоятельств.

К таким, в первую очередь, относятся те компании, которые принадлежат к разряду естественных монополий, куда в частности относятся и предприятия ЖКХ, начиная от МУП (муниципальных унитарных предприятий) и заканчивая управляющими (УК), прочими сервисными компаниями.

В силу характера и специфики работы таких компаний в рыночных условиях нередко возникают моменты, когда подобные бизнесы могут находиться на грани остановки своей деятельности и даже банкротства.

Это может происходить в силу различных обстоятельств — экономические кризисы, неплатежеспособность населения, крайняя изношенность коммунальных сетей и отсутствие капитального ремонта жилого фонда еще со времен царской России.

В общем определении проблема несостоятельности или  банкротство компаний жкх  имеет свои особенности, и процесс их банкротства немного отличается от общепринятых законодательством норм.

В этой статье будет рассказано о том, в силу каких причин может наступить угроза банкротства копаний и предприятий ЖКХ.

Кто и как может инициировать процедуру их банкротства, а также о том, как происходит  банкротство управляющей компании жкх, чем грозит жильцам, как соблюдаются интересы кредиторов, в том числе и потребителей услуг ЖКХ при проведении процесса банкротства предприятий коммунального хозяйства.

Основные причины банкротства предприятий ЖКХ в российских условиях

Прежде чем приступить к определению и изучению процедуры банкротства предприятий ЖКХ, следует хорошо понимать — в силу каких причин и обстоятельств может наступить несостоятельность подобных компаний.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) − одна из базовых отраслей российской экономики, обеспечивающая население жизненно важными услугами. За последние 10 лет проводимые в России реформы оказали значительное влияние на развитие и функционирование отрасли.

Однако до сих пор остается множество нерешённых проблем, которые в первую очередь обусловлены физическим и моральным износом основных производственных фондов, степень износа которых, по оценкам специалистов, составляет на 2018 год, в среднем порядка 60%, износ коммунальных сетей 62% (тепловых – 62,8%, водопроводных – 64,8%, электросетей – 58,1%).

Утечки и неучтенный расход коммунальных ресурсов достигает порядка 40% в водопроводно-канализационном хозяйстве и 50% в теплоснабжении. Текущее состояние объектов привело к тому, что плановые и предупредительные ремонты практически полностью уступили место аварийным —  восстановительным работам.

В таких условиях трудно говорить о полноценном рыночном бизнесе и существование предприятий ЖКХ нередко просто превращается в борьбу за выживание, что нередко приводит к их банкротству.

Типичными рисками, с которыми сталкивается практически любое предприятие или бизнесы, работающие в российской коммунальной сфере, относятся, прежде всего:

  • Политические риски. Они обусловлены действующей государственной политикой ввиду возможности возникновения убытков или снижения размеров прибыли предприятия. При этом деятельность компаний ЖКХ всегда регулировалась органами власти, т.к. функции владения, управления и регулирования перераспределялись между государством в лице муниципальных властей и различными законодательными инициативами в плане административного регулирования тарифов.
  • Общеэкономические риски. На деятельность коммунальных предприятий, как и на любые другие субъекты экономических отношений, существенное влияние оказывают экономические факторы внешней среды. Это, как правило, инфляция, уровень занятости, стабильность национальной валюты, покупательная способность населения и др. При этом, особое влияние оказывает уровень покупательной способности, непосредственно влияющий на собираемость платежей и, следовательно — на итоговый финансовый результат бизнеса.
  • Социальные риски. Особенность деятельности предприятий ЖКХ заключается в выполнении социально значимых (жизненно важных) функций, что приводит к тому, что любые изменения качества или стоимости оказываемых услуг касаются всех без исключения жителей и других потребителей.

Коммунальные долги – основной риск  банкротства компаний ЖКХ

  • Риски финансовой деятельности занимают значимое место в общем «портфеле рисков» коммунальных предприятий. Основным источником их проявления является низкая собираемость платежей за оказанные жилищно-коммунальные услуги вследствие неплатежеспособности предприятий реального сектора экономики, потребителей услуг, либо целенаправленного отказа от осуществления коммунальных платежей. Кроме того, уязвимой точкой ЖКХ зачастую являются управляющие компании, которые, проработав несколько месяцев, накапливают задолженность перед снабжающими ресурсами организациями и ликвидируются через процедуры банкротства. При таком положении дел поставщики ресурсов просто не могут получить с них деньги и покрыть уже понесенные расходы.
  • криминальные риски, которые нередко ставят под угрозу деятельность всей компании, работающей в сфере ЖКХ. Нередко используются схемы, когда УК создается, как канал вывода бюджетных ассигнований, например, на ремонт жилого фонда через целый ряд подставных фирм — подрядчиков. Кроме этого используются методы и фиктивного банкротства для покрытия убытков или хищения бюджетных средств или денег домовладельцев.

Кроме этих приведенных рисков, также не следует забывать, что в России существует немало регионов (более 70%), находящихся в экстремальных или суровых природных климатических зонах. В таких условиях работать предприятиям очень сложно, особенно если существует недостаток не только  финансирования, но и присутствия современных коммунальных технологий.

Общая  схема банкротства предприятий ЖКХ

В общем смысле процесс банкротства предприятий ЖКХ и алгоритм судебного производства мало отличается от тех норм, которые содержатся в системном законе, посвященному именно банкротству — это ФЗ № 127 от 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Однако кроме этого закона с банкротством компаний, работающих в коммунальной сфере, связано еще несколько законодательных актов, которые нужно иметь в виду при рассмотрении случая банкротства каждого конкретного предприятия — водоснабжения, теплоснабжающая сеть или УК, нанятая самими жильцам МКД (многоквартирного дома).

Такими нормативными документами являются:

  1. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 0171 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
  2. Приказ Минстроя России от 04.04.2014 № 162/пр. «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей».

Источник: http://tv-bis.ru/bankrotstvo/776-bankrotstvo-predpriyatiy-zhkh.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.