Барыбина и а организация наставничества в школе

Наставничество в школе: работа с подростками

Барыбина и а организация наставничества в школе

Статьи

Внеурочная деятельность

Психология и педагогика

На этапе взросления подросток сталкивается с множеством проблем: от смены ценностей и конфликтов с родителями до поисков себя и расширения круга общения. Что может сделать школа, чтобы этот период прошел без трудностей – как для ребенка, так и для окружающего мира? Одно из возможных решений – программа наставничества в образовательном учреждении.

19 октября 2018

Не будет преувеличением сказать, что школа знает ребенка лучше всех. Именно там школьник во многом формируется как личность, знакомится с друзьями, пытается определиться с ценностями, самоопределяется. Наконец, влюбляется, конфликтует и ищет лучший способ коммуникации со всем внешним миром ребенок тоже в школе. Неудивительно, что и большинство конфликтов происходит там же.
С уверенностью можно сказать, что любому подростку на этапе взросления нужен значимый взрослый, который мог бы ответить на волнующие и пугающие вопросы, помочь, принять его таким, каков он есть, и в прямом смысле наставить на путь. Может ли родитель быть таким человеком? Может, но лишь отчасти, так как ребенку сложно открыться собственным маме с папой, а им самим — объективно оценивать успехи и сложности своего чада. Другой вариант — учитель. Именно его с древнейших времен называют наставником и ментором, человеком, который открывает глаза на истину, советует и направляет, не забывая поддерживать. Только вот есть ли у современного учителя время воспитывать и направлять? Многие читатели скажут: «Нет. У меня есть время на составление планов, отчеты и проверку тетрадей. Когда же тут говорить по душам?».
С кем тогда остается подросток и куда ему идти? Не получил вовремя совет от значимого человека с опытом — получил его в Интернете, не решил внутренний конфликт, просто не зная как, — школа получила взрыв неприкрытой агрессии; подросток не знает, к кому пойти с вопросами о будущей профессии — замыкается в себе и теряет мотивацию. И родителям, и школе, и самому ребенку всего этого не нужно. И на помощь в этом случае может придти программа наставничества.

Что делать школе? Откуда взять ресурсы на воспитательную работу с детьми?

Школа отлично понимает, что проводить воспитательную работу с подростками важно и нужно, но откуда взять на нее ресурсы? Даже классные руководители жалуются на то, что провести классный час не всегда удается из-за большой загруженности учеников.

Одна из пользовательниц нашей группы в социальной сети написала, комментируя отсутствие времени даже на классные часы: «Такой ритм жизни — и кто его задает? Некогда с детьми говорить о главном ни учителям, ни родителям. А потом удивляемся: Откуда что берется в их головах?».

К тому же, разговоры о самоопределении, ценностях и перспективах, работа по развитию гибких навыков, которые так нужны для успешного будущего — все это требует определенных компетенций.

Как вы организуете профориентационный кружок для десятиклассников, если из специалистов только педагоги, а Коля, Сережа и Маша хотят знать больше о робототехнике? Многие школы Европы, а в последние три года и России, для решения следующих вопросов:

  • работа с талантливыми детьми;
  • профориентация;
  • работа с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию;
  • работа с «трудными» подростками;

используют программы наставничества.

Программа наставничества — это программа поддержки подростка, в которой у него есть человек, помогающий решить проблемы и достичь поставленнных целей. Наставник — это человек со значительным жизненным опытом, который готов на безвозмездной основе делиться знаниями, опытом, советами с молодыми людьми в обстановке взаимного доверия.

Пример:

Школа привлекает к программе наставничества успешных выпускников, готовых поделиться своим опытом и профессиональными навыками с учениками на безвозмездной основе, реализуя собственную потребность поблагодарить Alma mater или почувствовать собственную значимость. Наставники могут работать самостоятельно под контролем куратора программы — например, проводить лекции или приглашать ребят на производство, а могут использовать методику, разработанную педагогами и психологами.

Таким образом, тем самым «значимым» взрослым не обязательно должен стать учитель-предметник или классный руководитель, хотя, если высказано такое желание, при наличии пособий по наставничеству и собственного опыта такая работа будет более чем эффективной. Наставник в школе — это не противовес учителю, это его помощник на пути выстраивания гармоничных отношений и углублению в ту самую индивидуализацию, которая сейчас требуется от школ. 

Чтобы облегчить работу учителей, социальных педагогов, наставников, педагогов-психологов и классных руководителей наши коллеги – национальный ресурсный центр наставничества МЕНТОРИ – разработали 8 рабочих тетрадей наставника.

 Это обучающие материалы по планомерному развитию отношений с подростком: от построения доверия до определения мечты и формирования плана достижения целей.

Ниже мы приведем несколько примеров упражнений из этих тетрадей, который вы сможете использовать в своей работе.

Получить тетради можно абсолютно бесплатно по ссылке на сайте коллег:  https://mentori.ru/copybook/

Работа с подростком. Доверие — кому мы доверяем и почему?

Подросток не доверяет никому, его частые фразы — «вы меня не понимаете» и «у вас все иначе, чем у меня».

Возможно, он абсолютно прав, и между вами не пролегла дорожка доверия, без которой прийти к взаимопониманию просто невозможно.

С помощью этих простых упражнений вы вместе с подростком поймете, что может лечь в основу доверительных отношений. Кто знает, что после такой работы придется в себе изменить?

Упражнение «Кому вы доверяете?»

1. Подумайте и запишите тех людей, кому вы доверяете. 2. Посмотрите внимательно на свой список — что вы ощущаете?

3. Теперь запишите причины, по которым Вы доверяете этим людям. Это могут быть как рациональные причины, так и ощущения, которые вы испытываете.

4. Какие выводы вы можете сделать о том, КАК вы доверяете? Далее наставляемому-подростку предлагается нарисовать человека, которому он доверяет. В центре листа помещается солнышко, от которого расходятся лучики-качества или образы. После проделанной работы ребенку предлагается задуматься над следующим этапом: «Доверяют ли ВАМ люди, которых вы представляли в первых пунктах, и почему, как вам кажется, это происходит?». Упражнение «Что такое эмоция?»
Представьте себе ситуацию: Вы находитесь в душной аудитории. Вокруг шумно, а вам необходимо подготовить письменный ответ. Вас переполняют разные чувства.

Как только Вы себе это представите, ответьте на несколько вопросов:

  1. Что вы в этот момент ощущаете в теле?
  2. Что вы чувствуете?
  3. Как проявляете свои чувства вовне?

Если ребенок смог без затруднения ответить на три вопроса, его можно поздравить — он прекрасно осознает разницу между ощущениями, чувствами и эмоциями. И все-таки давайте более подробно обсудим, что это такое и как работает.

Лист делится на три части: «Ощущения», «Чувства» и «Эмоции». Под каждой надо записать идеи о том, чем отличаются эти группы явлений.

Дело в том, что зачастую трудности в коммуникации возникают тогда, когда человек не осознает, что ощущает и чувствует. Это эмоциональные реакции не соответствуют переживаниям, и в результате в мир он транслирует совершенно иное. Надо сбалансировать эту систему.

Работа с подростком. Учимся ставить цели

Правильно поставленные цели и осознание путей их реализации — то, чего не хватает взрослым людям, не говоря о подростках. Работа с постановкой целей и задач и дальнейшей их реализации попадает в фокус наставнической работы. Причем, цели эти могут быть разные: от улучшения оценок и поступления в ВУЗ до улучшения своей физической формы и навыков коммуникации с друзьями.

Каждая цель должна быть измеримой. Цель «стать самым лучшим» потому и остается несбыточной мечтой, так как не включает четкого алгорима действий. Выполняя следующие упражнения, подросток сам для себя зафиксирует будущий план действий.

Упражнение 1. Моя цель конкретна

Ответьте письменно на вопрос «Что я хочу иметь?», запишите по пунктам, каждый раз начиная предложение со слов

Я хочу, чтобы у меня было…

Упражнение 2. Моя цель измерима

Ответьте письменно на вопросы, выбрав из первого упражнения одно предложение-желание. Например, «Я хочу, чтобы у меня был…красный диплом/друзья/своя художественная мастерская»

  1. Как можно измерить результат реализации Вашей цели?
  2. Как вы узнаете, что достигли нужного результата?
  3. Насколько вы сейчас приближены к своей цели? Оцените от 1 до 10.
  4. Сколько баллов (от 1 до 10) вы хотите получить, чтобы считать свою цель достигнутой.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/nastavnichestvo-v-shkole-rabota-s-podrostkami/

Новые приёмы,способы,методы взаимодействия наставника с молодым специалистом при организации учебных и внеучебных занятий в начальной школе

Барыбина и а организация наставничества в школе

НОВЫЕ ПРИЁМЫ, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАСТАВНИКА С МОЛОДЫМ СПЕЦИАЛИСТОМ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Четверухина Татьяна Викторовна, Томский район,

с. Богашево, МБОУ «Богашевская СОШ им. А. И. Федорова»,

учитель начальных классов, e-mail: tchetveruhina@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена вопросам наставничества на примере личного опыта. Автор предлагает методы работы с молодым специалистом в период наставничества.

Ключевые слова. Педагог-наставник, роль наставника, активные способы, методы.

В сегодняшнем очень быстро развивающемся обществе большая значимость отведена наставничеству.

Молодой специалист, прибывая в организацию, в новый коллектив, имеет необходимость в поддержке коллег направляющих его работу, в обучении трудовым навыкам.

Опытный учитель сумеет привить юному работнику высокие нравственные качества, обучить секретам профессии, воспитать любовь к труду, желание обучаться, овладевать культурой труда и стать инициативным членом трудящегося коллектива [1, c. 63.].

Деятельность наставника – необходимая общественная задача в школе.

Наставником имеет возможность стать работник, достигший успехов в повышении квалификации, с богатым жизненным опытом, владеющий высокими нравственными качествами и располагающий навыками воспитательной работы.

Наставничество может помочь обеспечить целостность высоконравственного и трудового воспитания молодых людей, удачной адаптации молодого поколения в школе [4, c. 162].

Роль наставника преподавательская, сочетающая в себе воспитание и обучение. Цель школьного наставничества – оказание поддержки юным преподавателям в их профессиональном становлении.

Для наставника важно показать молодому педагогу как в его работе могут применяться новые методы организации учебных и внеучебных занятий. На данный момент мои ребята обучаются в 4 классе, из 22 учеников стабильно двое отличников, 9 школьников получают четверки и пятерки, 6 детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве наставника я выступала у студентки 5 курса ФДиНО ТГПУ.

Приступая к работе с молодым специалистом, я обратила внимание на:

требования к системе учебного процесса;

требования к ведению школьной документации;

формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учеников;

механизм применения дидактического, наглядного и остальных материалов [2, c. 113].

Кроме этого, я стремилась оказывать помощь молодому преподавателю в области:

практического и теоретического изучения основ преподавательской деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

программы личного проф. роста;

подбора приоритетной методической темы для самообразования;

изучения инновационных веяний в отечественной педагогике и образовании;

подготовки к будущей профессиональной деятельности.

Выбор формы работы с молодым специалистом я начала с вводного анкетирования (Приложение 1), где Ксения рассказывает о собственных сложностях, проблемах, неудачах. Затем мы сформировали общую программу работы молодого педагога с наставником.

Я понимала, что в своей работе с молодым учителем я должна использовать более действенные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в “малых группах”, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, собственное лидерство, способности принимать решения, умение обоснованно выражать мысли.

Цель проведенного мной анкетирования:

обнаружить положительное в методической работе и обозначить трудности, над которыми необходимо работать в дальнейшем;

отследить достижения молодого преподавателя по самообразованию, обновлению содержания образования для обобщения банка данных успешности работы;

В результате анкетирования оказалось, что особенно успешными, по мнению Ксении Валерьевны, были следующие установки методической работы:

знакомство с теорией личностно-ориентированного и ИКТ обучения;

обмен существующим опытом по представленной теме.

Большей эффективностью, по сравнению с классическими формами работы (беседами, консультациями, посещением и обсуждением уроков), обладают новейшие нетрадиционные, либо модернизированные психологические тренинги.

Творческие лаборатории, психолого-педагогические деловые игры, диспуты, состязания, круглые столы вместе с родителями и воспитанниками, “мозговые штурмы”, разработка и демонстрация моделей уроков, представление себя как педагога, классного руководителя, защита креативных работ, передача преподавательского опыта от поколения к поколению учителями-мастерами активизируют процесс вхождения молодого педагога в образовательную, преподавательскую среду. Он ощущает себя более уверенно, укрепляется его убеждение в верном выборе специальности.

Я считаю, что работа с молодыми педагогами станет наиболее успешной, если администрация школы и наставники подготовят им разные “памятки”:

обязанности классного руководителя

организация работы с неуспевающими учениками;

анализ и самоанализ урока;

организация работы с родителями;

методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Я удостоверилась, что портфолио – это индивидуальный паспорт повышения профессионального уровня молодого преподавателя, подтверждающий его способности, самоорганизацию, коммуникативные навыки, соответствующий его необходимости в практической самореализации. Создание такого документа позволяет направленно и системно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим преподавателем, соответственно оценивать итоги профессионального роста и положительных изменений в его профессиональной деятельности.

Портфолио дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе, где отмечается повышение профессиональной компетентности и успехи в личном росте.

Были найдены “болевые точки” в преподавательской деятельности молодого преподавателя с целью предотвращения типовых ошибок в обучении, вырабатывания стабильных принципиальных позиций в проведении урока.

Представленная программа совместной деятельности дала возможность:

дифференцированно и направленно планировать методическую работу на базе обнаруженных потенциальных способностей молодого педагога;

увеличивать профессиональный уровень преподавателя с учетом его потребностей, затруднений, достижений;

совершенствовать творческий потенциал молодого преподавателя, мотивировать ее участие в инновационной деятельности; изучить динамику становления профессиональной деятельности;

повышать продуктивность работы преподавателя и результативность учебно- воспитательного процесса в образовательном учреждении;

создавать условия для удовлетворения запросов по самообразованию молодого преподавателя.

На этом этапе нами были применены информационные методы (лекции, педагогические чтения и др.); творческие способы решения вопросов: проблемные, содействующие формированию гибкого, неординарного мышления; индивидуальную и коллективную формы работы.

Стремления меня, как наставника, были ориентированы на активизацию и укрепление мотивов деятельности молодого специалиста, освоение эффективных приемов преодоления трудностей, появляющихся в ходе работы. Помимо прочего были основательно подобраны формы и методы обучения в процессе инновационной работы молодого педагога:

рефлексивно-деловая игра;

работа в составе творческой группы;

лекция, семинар, практическое занятие;

педагогические чтения;

ярмарка преподавательских идей;

групповые и персональные консультации;

посещение и рассмотрение открытых уроков;

мастер-класс.

Общая работа содействует поддержанию высокого уровня мотивации, в коллективе молодой преподаватель обсуждает собственные профессиональные трудности и получает реальную поддержку от других учителей.

Всё это стало мотивацией для молодого преподавателя нашей школы в самосовершенствовании, содействовало её профессиональной и индивидуальной самореализации.

Всестороннее рассмотрение эффективности системы работы с молодым учителем дает возможность руководителям образовательных учреждений, преподавателям-наставникам быстрее и качественнее решать вопросы их профессионального развития, подключать к проектированию собственного развития, оказывать им поддержку в самоорганизации, самоанализе личного становления, повышать профессиональную компетенцию.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

1. Удовлетворяет ли вас уровень вашей профессиональной подготовки?

Да

Нет

Частично

2.Каких знаний, умений, навыков или способностей вам не хватало в начальный период педагогической деятельности (допишите)?___________

3. В каких направлениях организации учебно-воспитательного процесса вы испытываете трудности?

в календарно-тематическом планировании

в проведении уроков

в проведении внеклассных мероприятий

в общении с коллегами, администрацией

в общении с учащимися, их родителями

другое (допишите) ______________________

4. Представляет ли для вас трудность:

формулировать цели урока

выбирать соответствующие методы и методические приемы для реализации целей урока

мотивировать деятельность учащихся

формулировать вопросы проблемного характера

создавать проблемно-поисковые ситуации в обучении

подготавливать для учащихся задания различной степени трудности

активизировать учащихся в обучении

организовывать сотрудничество между учащимися

организовывать само и взаимоконтроль учащихся

развивать творческие способности учащихся

другое (допишите)_____________

5. Каким формам повышения квалификации своей профессиональной компетентности отдали бы вы предпочтение в первую, вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

самообразованию

практико-ориентированному семинару

курсам повышения квалификации

мастер-классам

творческим лабораториям

индивидуальной помощи со стороны наставника

предметным кафедрам

школе молодого специалиста

другое (допишите)_________

6. Если бы вам предоставили возможность выбора практико-ориентированных семинаров для повышения своей профессиональной компетентности, то, в каком из них вы приняли бы участие в первую, во вторую и т. д. очередь (пронумеруйте в порядке выбора):

типы уроков, методика их подготовки и проведения

методы обучения и их эффективное использование в образовательном процессе

приемы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся

учет и оценка знаний учащихся

психолого-педагогические особенности учащихся разных возрастов

урегулирование конфликтных ситуаций

формы работы с родителями

формы и методы педагогического сотрудничества с учащимися

другое (допишите) ____________________

Литература:

1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Книга для учителя: Пер. с македон. М., 2001.

2. Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. М., 2009.

3. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. 2012. №7. С. 67.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2000.

5. Маралова Е.А, Тютюник М.В. К проблеме профессионально-личностного сопровождения учителя в образовательном пространстве современной школы // Человек и образование. Академический вестник института образования взрослых Российской академии образования. 2010. № 4. С. 125-130.

Источник: https://multiurok.ru/files/novye-priiomy-sposoby-metody-vzaimodeistviia-nasta.html

Из опыта работы педагога – наставника

Барыбина и а организация наставничества в школе

Из опыта наставнической работы в школе

Кукина Елена Леонидовна, учитель физики МАОУ СОШ 37 г. Томска

В наши дни в образовании остаётся довольно актуальным вопрос о работе в школах молодых специалистов. По-прежнему существует проблема и того, как привлечь в школу грамотных молодых специалистов, и того, как удержать их там.

Получение диплома после окончания ВУЗа не означает, что начинающий педагог уже является профессионалом.

Ему предстоит определенный путь профессионального становления, первоначальной частью которого является период адаптации – “вживания” в профессию.

Помочь решить возникающие при этом проблемы может поддержка опытного педагога-наставника, который готов оказать молодому учителю практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность.

Опыт работы с молодыми учителями показывает, что даже при достаточно высоком уровне готовности к педагогической деятельности личностная и профессиональная адаптация молодого учителя может протекать длительное время.

Наибольшие сложности у начинающих учителей вызывают вопросы организации урока, дисциплины и порядка на уроке, методическая сторона урока, оформление школьной документации, организация работы с родителями обучающихся, осуществление классного руководства.

Проблемы возникают в связи с тем, что молодой специалист в начале своей работы имеет достаточные знания, но недостаточные умения, так как у него еще не сформированы профессионально значимые качества.

Поэтому, для успешной адаптации молодых специалистов в школе необходимо осуществлять их системное методическое сопровождение (наставничество).

Целью школьного наставничества в образовательном учреждении является оказание помощи молодым учителям в их профессиональном становлении, а также формирование в школе кадрового ядра.

Задача наставника – помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

Педагог-наставник должен всячески способствовать, в частности и личным примером, раскрытию профессионального потенциала молодого специалиста, привлекать его к участию в общественной жизни коллектива, формировать у него общественно значимые интересы, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора, его творческих способностей и профессионального мастерства. Он должен воспитывать в нем потребность в самообразовании и повышении квалификации, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания.

В данной статье автор знакомит читателей с собственным опытом личностно-профессионального сопровождения молодого учителя физики и математики.

Работа с молодым специалистом ведётся по специально составленному плану.

Планирование осуществлялось по следующим направлениям:

-требования к организации учебного процесса;

-планирование и организация работы по предмету;

-планирование и организация методической работы;

-формы и методы организации внеурочной работы и досуга учеников;

-работа со школьной документацией;

-работа по саморазвитию;

-знакомство со вспомогательными техническими, электронными средствами обучения и лабораторным оборудованием;

-контроль и анализ результатов педагогической деятельности молодого специалиста.

деятельности. На первом (Адаптационном) этапе, после изучения информационного материала были составлены памятки для молодого учителя, в которых изложен алгоритм деятельности в разных ситуациях:

  • Анализ и самоанализ урока;
  • Обязанности классного руководителя;
  • Организация работы с родителями;
  • Рекомендации по проведению внеклассных мероприятий;
  • Организация работы с неуспевающими;
  • Составление характеристики учащегося;
  • Составление характеристики класса.

На втором (Основном) этапе осуществлялись такие традиционные формы работы наставника, как: совместное планирование педагогической деятельности (от составления календарно-тематического плана на год до плана конкретного урока, занятия, мероприятия), взаимопосещение уроков и занятий с их последующим анализом (вычленение сильных и слабых сторон деятельности как наставника, так и молодого специалиста – элементы коучинга), работа по самообразованию (поиск общих профессиональных интересов – элементы тьюторинга), отработка конкретных профессиональных приёмов на модельных занятиях (шлифовка мастерства – элементы менторинга).

Кроме этого, наставником были проведены консультации для молодого специалиста по вопросам:

  • Разработка программы своего профессионального роста;
  • Подготовка к первичному повышению квалификации;
  • Выбор темы для самообразования;
  • Подготовка к будущей аттестации.

Одним из важнейших качеств, которое характеризует профессионально-педагогическую компетентность педагога, является инициатива. И выработать ее у молодого специалиста можно только в результате совместной, творческой, проектной деятельности.

 И поэтому, наставником, совместно с молодым учителем, были разработаны и проведены такие внеурочные мероприятия, как: деловая игра «От идеи до проекта», благотворительная акция в рамках проекта «Доброе сердце», экскурсия в ИЦЭ, совместная подготовка учащихся к компетентностной игре и т.д. Во время летнего трудового лагеря наставник и молодой специалист совместно курировали один отряд. В рамках этой деятельности были подготовлены с детьми успешные выступления в «Конкурсе талантов», «Конкурсе на лучшую съёмочную группу», конкурсе «Знаменитые фразы из кинофильмов», фотокроссе «Стопкадр».

На этом же этапе под руководством наставника его молодой коллега приступил к созданию своего профессионального портфолио. Опытный учитель показал ему своё портфолио, обратил внимание на требования к нему, подсказал варианты оформления.

За период сотрудничества с молодым педагогом уровень профессиональной компетентности молодого учителя значительно повысился.

Автор данной статьи желает всем нам быть хорошими наставниками и получать от этого удовольствие!

Список литературы

1. Маралова Е.А, Тютюник М.В. К проблеме профессионально-личностного сопровождения учителя в образовательном пространстве современной школы // Человек и образование. Академический вестник института образования взрослых Российской академии образования. – 2010. – № 4. – С. 125-130.

2. Барыбина, И.А. Организация наставничества в школе / И.А. Барыбина // Справочник педагога-психолога. Школа. – 2012. – №7. – 67 c.

Источник: https://infourok.ru/statya-iz-opita-nastavnicheskoy-raboti-v-shkole-1150613.html

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Барыбина и а организация наставничества в школе

Щипунова, Н. Н. Организация наставничества в школе с молодыми педагогами / Н. Н. Щипунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 845-847. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26995/ (дата обращения: 27.12.2020).



This article is devoted to the problem of organization of mentoring at school. The organization of tutor work in the process of increasing of a young teacher’s professional competence has stage-by-stage character and includes formation and development of functional and personal components of the beginning teacher’s activity.

Keywords: mentoring, tutor, beginning teacher, professional qualities, professional competence, forms of methodical work, portfolio, mutual understanding, stages of tutor activity, practical and theoretical bases of pedagogical

Одной из главных задач ОУ является профессиональная адаптации молодого педагога к образовательной среде. Решить эту проблему поможет организация школьного наставничества.

задача наставника — помочь молодому учителю реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.

При назначении наставника администрация образовательного учреждения должна хорошо знать, что наставничество — это поручение, основанное на принципе добровольности, и учитывать следующее: педагог — наставник должен обладать высокими профессиональными качествами, коммуникативными способностями, пользоваться авторитетом в коллективе среди коллег, учащихся, родителей.

При организации наставничества директор школы издает приказ о назначении наставника на учебный год. Наставник необходим следующим категориям педагогов:

 молодым учителям

 вновь пришедшим учителям после перерыва в педагогической деятельности

 наставник необходим учителям — неспециалистам.

Во-первых педагогу-наставнику необходимо обратить внимание молодого педагога: на организацию образовательного процесса и ведение школьной документации.

Наставник должен обеспечить поддержку молодым педагогам в следующих направлениях:

 подготовка современного урока, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения;

 разработка рабочих программ по предметам;

 ведение классных журналов;

 организация самообразовательной работы по методической теме;

 участие в методической работе ОУ;

 освоение педагогических технологий и применение их в образовательном процессе;

 подготовка к предстоящей аттестации на квалификационную категорию по должности «учитель».

Большое внимание педагог-наставник уделяет методическим формам работы с молодыми педагогами.Определенную роль в становлении молодого учителя играет его участие в методических мероприятиях школы.

Методические дни, методические недели, профессиональные конкурсы, участие в школьных семинарах, конференциях, открытые уроки опытных учителей, заседания клуба «Молодой педагог», Дни коррекции и регуляции — неполный перечень методических мероприятий, которые проходят в ОУ по повышению педагогического мастерства [1, с. 66].

Заместитель директора школы и наставники обязаны подготовить для молодых педагогов различные рекомендации:

 требования к современному уроку;

 обязанности классного руководителя);

 организация работы с неуспевающими учащимися;

 организация работы с одаренными учащимися

 анализ и самоанализ урока;

 организация работы с родителями;

 внеурочная деятельность по предмету;

 методические рекомендации по проведению родительского собрания, внеклассных мероприятий и др.

Одной из эффективных форм методической работы является создание портфолио учителя.

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные уроки, мероприятия.

Портфолио помогает молодому педагогу увидеть динамику в профессиональном развитии в процессе наставнической деятельности.

А также портфолио определяет повышение профессионального уровня педагога, уровень самоорганизации, самореализации, развитие коммуникативных навыков. Использовать портфолио возможно и при аттестации на квалификационную категорию.

Портфолио поможет контролировать работу наставника, правильно подходить к отбору форм и методов работы с начинающим учителем, объективно оценивать результаты профессионального роста молодого педагога.

Портфолио ведет молодой учитель, отмечая в нем повышение своей профессиональной компетентности и достижения в личностном росте [2, с. 44].

Доброжелательность, эмпатия, тактичность учителя-наставника способствуют созданию психологически комфортных условий для становления молодого специалиста.

Взаимопонимание не состоится, если между наставником и учеником не будет доверия. Сотрудничество в рамках профессиональных обязанностей между наставником и молодым учителем необходимо для того, чтобы процесс адаптации прошел успешно. Наставничество — процесс долгий и трудный. Педагог-наставник должен быть терпеливым и целеустремленным и коммуникабельным.

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя формирование и развитие профессиональной компетентности педагога (Нормативно-правовой, методологической, психолого-педагогической. Предметно-методической, информационной), поэтому наставник может выстраивать свою деятельность в три этапа:

 мотивационно-целевой, когда, наставник определяет обязанности и полномочия молодого педагога, а также выявляет недостатки в его компетентностях, чтобы выработать программу адаптации. [3, с. 34].

 главный этап, где наставник разрабатывает и работает над реализацией программы адаптации, осуществляет корректировку профессиональных компетентностей молодого учителя, помогает разработать программу самосовершенствования.

 итоговый, на данном этапе наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет готовность молодого учителя к выполнению своих функциональных обязанностей.

Наставничество стимулирует потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствует его профессиональной и личностной самореализации.

Эффективность системы наставничества помогает руководителям образовательных учреждений, педагогам-наставникам быстро и качественно решать задачи профессионального становления молодых учителей, включать их в проектирование своего развития, оказывать им помощь в самоорганизации, самоанализе своего развития, повышать их профессиональную компетентность. В процессе наставничества затрагиваются интересы трех субъектов взаимодействия: молодого педагога, учителя — наставника и школы. [4, с. 77]. Молодой педагог получает знания, развивает навыки и умения, компетентности, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником, коллегами; приобретает информацию о деятельности организации, в которой он работает. Учитель — наставник развивает свои профессиональные качества; методические, методологические, психолого — педагогические, информационные. Образовательное учреждение повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между коллегами [7, с. 84].

Литература:

  1. Арьяева Л. В. Информационное взаимодействие в современной школе: опыт диалога. Монография.- СПб.: ИПК СПО, 2012; с 55.
  2. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей/ Аминов Н. А. Вопросы психологиии. 2012. -№ 5. — с 71–77.
  3. Ведерникова Л. В. Педагогическая поддержка саморазвития педагога М: МАНПО- № 4 2010 — с 87–99;
  4. Ведерникова Л. В. Подготовка педагога как творческого профессионала — Ишим: Издательство: ИГПИ им П. П.Ершова — 2006, с.109.
  5. Вершловский С. Г. Учитель-методист — наставник стажера: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2003, с. 210.
  6. Родионова Н. Ф. Современные ориентиры обновления педагогического образования и федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения / Родионова Н. Ф. с. 89.
  7. Онушкин В. Г., Кулюткин Ю. Н., Вершловский С. Г. Профессия — учитель: Беседы с молодыми учителями.- М.: «Педагогика», 2001.-104с.

Основные термины(генерируются автоматически): молодой педагог, молодой учитель, наставник, профессиональная компетентность, организация работы, квалификационная категория, методическая работа, молодой специалист, образовательное учреждение, образовательный процесс.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/26995/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.