Бенефициар закон

Содержание

Бенефициарный владелец юридического лица: кто это такой для банка в целях 115-ФЗ

Бенефициар закон

Со стремительным развитием рынка и экономики, появлением новых ниш расширяется перечень терминов, используемых в экономической деятельности, включая появление абсолютно новых.

Чтобы не запутаться в нововведениях, стоит регулярно пополнять базу знаний и расширять свой экономический словарь, как специалистам, так и простому населению, ведь каждый в той или иной степени соприкасается с финансовой стороной жизни.

Значение наименования «бенефициар» имеет некоторые различия, в зависимости от отрасли, в которой это понятие используется: в юридической практике, банковской деятельности или общем финансовом употреблении.

Но общее значение понятия определяется, как лицо, получающее прибыль от совершения третьими лицами действий и операций с имуществом, принадлежащим бенефициару. Это может быть управление денежными средствами, движимым и недвижимым имуществом, а также банковские операции.

Бенефициар — определение и законодательное обоснование

Для конкретизации понятия бенефициарных владельцев следует изучить государственную законодательную базу. Основным документом, регламентирующим данное понятие, является законодательный акт №115-ФЗ, направленный на противодействие отмыванию капиталов. Именно в его положениях, а точнее в ст.№3 приводится полная расшифровка терминологии бенефициарных владельцев.

Бенефициарный владелец — в целях настоящего Федерального закона физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом — юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента. Бенефициарным владельцем клиента — физического лица считается это лицо, за исключением случаев, если имеются основания полагать, что бенефициарным владельцем является иное физическое лицо.

Этот же законодательный акт устанавливает обязанность по выявлению бенефициарных владельцев, возложенную на банковские и финансовые организации, которые проводят денежные операции. Также там приведены нюансы относительно методов и условий выявления.

Принятие последней правки к этому нормативному документу, указанной в акте №215-ФЗ, регулирует детали обнародования сведений организациями. Текст поправки обязует их указывать в информационных базах сведения о бенефициарных владельцах.

Также необходимо регулярно обновлять эти данные по мере их изменений или ежегодно. По запросу эти сведения должны быть предоставлены:

  • налоговым службам;
  • федеральным властям;
  • уполномоченным структурам.

Организация, которая не предоставила эти сведения, подвергается штрафным санкциям.

Изменения и детализация законодательства относительно этой сферы необходимы в связи формированием прозрачной экономической деятельности юридических лиц, снижению вероятности финансовых махинаций и участия в схемах по отмыванию денег, финансирования терроризма и мошенничества.

Кроме вышеуказанных законодательных актов, в перечень нормативов, регулирующих бенефициарные взаимоотношения, входит дополнение — Положение №499-П, которое регламентирует детали выявления бенефициаров и выгодоприобретателей, в том числе каким образом кредитные учреждения могут их выявить. В перечень нюансов входят:

  • список критериев, по которым будут выявлены бенефициарные владельцы;
  • документация, которую необходимо предоставить клиентам этих учреждений для проверки бенефициаров;
  • отличительные нюансы составления клиентского досье;
  • иные детали.

Кроме того, Центробанк России постоянно публикует разъяснения для финансовых структур относительно особенностей функционирования законодательных норм, а также действий в нестандартных ситуациях. Эти разъяснения приводятся в письмах, а также обсуждаются в конференциях, заседаниях, на встречах и других мероприятиях.

Кто такие бенефициары

Согласно федеральным законодательным нормативам №115-ФЗ и №215-ФЗ, определение бенефициарного владельца звучит так: физлицо, прямой или косвенный владелец юрлица, либо физлицо, способное непосредственно контролировать его деятельность. Под термином владения юрлицом подразумевают материальное участие в капиталовложениях, доля которого составляет от 25% и выше.

Важно

Согласно федеральному законодательству, а конкретно акту №134-ФЗ, банковские и финансовые структуры обязаны проводить установление бенефициарных владельцев — юрлиц и физлиц, владеющих имуществом, приносящим доход в результате его использования. Таким образом, кредитные структуры несут на себе нагрузку по выявлению бенефициаров своих клиентов.

Определение бенефициарного владельца и связанные с ним нюансы выявления зависят от того, кто является получателем дохода — физлицо или юрлицо.

Бенефициарные владельцы юридических лиц – кто это?

Среди получателей выгоды от деятельности организации, которые составляют цепочку лиц, как физических, так и юридических, бенефициарный владелец представляет собой окончание этой цепочки.

Такое лицо называется конечным бенефициаром.

Это понятие можно сформулировать так: конечным бенефициаром юрлица является физлицо, получающее итоговый доход от деятельности этого юрлица либо управления его имуществом.

Различия между бенефициаром и выгодоприобретателем

В отличие от термина «конечный бенефициар», который определен четко, два других понятия вызывают массу путаницы. К ним относятся определения выгодоприобретателя и бенефициарного владельца. Они оба являются получателями прибыли от операций с имуществом, за счет чего их иногда ошибочно считают идентичными субъектами.

Российская законодательная база определяет эти понятия разными формулировками, отраженными в нормативном акте №115-ФЗ. Согласно его положениям, бенефициарным владельцем называется лицо, являющееся владельцем организации, либо имеющее возможность полностью контролировать его деятельность. Под владением подразумевается, что лицу принадлежит доля в капитале от 25% и выше.

Выгодоприобретателем называют лицо, получающее прибыль от деятельности организации, но не являющееся ее владельцем и не осуществляющее контроль над ее деятельностью.

Из этого следует, что термин «бенефициарный владелец» трактуется более узко и конкретизировано, чем общее понятие выгодоприобретателя.

Согласно вышеуказанному определению, обязательным условием является доля собственности в компании от 25% и более, чтобы являться бенефициарным владельцем. Кроме этого, необходимо иметь возможность управления и контроля деятельности данной организации.

Отличительно чертой выгодоприобретателя является отсутствие собственности в капитале юрлица и доступа к контролю и управлению.

Важно

Резюмируя вышесказанное, органы контроля при выявлении противозаконной деятельности в первую очередь интересуют личности бенефициарных владельцев компаний. Этот интерес обусловлен тем, что именно бенефициарному владельцу принадлежит решающее мнение в деятельности компании и способах ее осуществления.

Особенности и нюансы определения бенефициаров для юридических и физических лиц

Методика определения бенефициаров для физлиц и юрлиц имеет отличительные особенности для обеих категорий.

Бенефициар юрлица

Бенефициарами организации могут являться один владелец или несколько совладельцев, имеющих право влиять на ее деятельность прямо или косвенно.

Важно

Проблема установления бенефициаров состоит в том, что информация об этих лицах может не отражаться в официальной документации фирмы, либо степень их участия существенно занижается относительно фактического уровня. Личности этих физлиц выявляются банковскими структурами и остаются в известности только них и ряда коммерческих агентов.

Ряд организаций стремится к сохранению конфиденциальности сведений о бенефициарах, например в таких ситуациях:

  • компания использует оффшорные счета;
  • имеет место налоговая оптимизация, в том числе сокрытие финансовой базы от налогообложения;
  • через компанию легализуют доход от противозаконных операций.

Мнение бенефициара юрлица является решающим аргументом в таких вопросах управления и принятия основных решений, как распределение инвестиций и дохода, капиталовложения, целевое участие в программах и проектах. Одним из путей реализации голоса является участие в акционерном собрании.

Для обеспечения максимального участия бенефициара в управляющей деятельности организации и сокрытии информации о его личности используют разнообразные формы регистрации собственнических прав и правоустанавливающих документов.

Например, бенефициар может получить доступ к банковским счетам фирмы путем выдачи доверенности от подставного владельца. То есть, существует лицо, оформленное как директор или владелец организации. Это лицо оформляет доверенность на фактического владельца, который не фигурирует в официальной документации компании.

Бенефициар физлица

Установить информацию о бенефициарах физлиц гораздо сложнее по ряду причин, в числе которых сокрытие данных клиентами. Сокрытие может быть намеренным или не намеренным.

Установление бенефициаров юрлиц при этом намного проще, за счет наличия среди инструментов кредитных структур информационных ресурсов, на которых размещены эти данные. К таким ресурсам относятся Коммерсантъ Картотека и СПАРК.

На заметку! Обязательное выявление бенефициаров физлиц предусматривается стандартными требованиями мировой экономики и не является исключительно российским нововведением.

Кто может быть бенефициаром физлица:

  • законный представитель этого лица;
  • опекун или попечитель.

Данные варианты являются законодательно дозволенными.

Если рассматривать незаконные операции, то в качестве номинального бенефициара может выступать любое лицо, включая безработных с низким уровнем достатка, за вознаграждение согласившихся взять на себя эту роль. При этом фактическим бенефициаром будет являться другой человек. вычислить его в этом случае банковским структурам практически невозможно.

Данные о бенефициарах — кто может запрашивать

Первоочередной интерес сведения о бенефициарных владельцах представляют для уполномоченных структур, которые осуществляют контроль и проверку экономической деятельности физлиц и организаций. Доступ к этой информации очень важен, так как сведения используются в ряде необходимых превентивных процессов. В их число входят:

  • предотвращение отмывания денежных средств;
  • противодействие финансированию терроризма;
  • выявление налогового мошенничества;
  • препятствие противозаконным выводам денег в зарубежные страны и проч.

Кроме контролирующих структур данные сведения необходимы кредитным организациям при вынесении решения о кредитовании или отказе в кредитных средствах.

Важно

В обязанности банковских и кредитных структур, в которых у компаний открыты счета, входит выявление данных о бенефициарах этих компаний. Заполняя анкету клиента, клиенты обязаны указывать, в чью пользу они осуществляют деятельность — в собственную или третьих лиц. Далее эта информация будет передана кредитной структурой в органы российского финансового мониторинга.

В перечень обязательных сведений, выявляемых кредитными и банковскими организациями, входят:

  • ФИО клиента;
  • гражданство;
  • число, месяц и год рождения;
  • регистрационный и фактический адрес;
  • реквизиты паспорта или заменяющего его документа (вида на жительство, миграционной карты).

Образец заполненной анкеты можно найти и ознакомиться с ним в тексте акта №115-ФЗ.

Права и степень ответственности бенефициаров

В перечень прав бенефициаров входят:

  • право распоряжения принадлежащей им частью средств и прибыли;
  • контроль выполнения обязанностей руководителями предприятия;
  • участие в совещаниях и влияние на решения в пропорциональном соотношении с долей собственности в данной организации;
  • получение прибыли от осуществления деятельности данной компании.

В права бенефициара также входит обеспечение экономической безопасности своего имущества с помощью передачи его в трастовое управление. При этом, если какие-либо нормы и условия данного управления будут нарушены, ответственность будет возложена на бенефициара.

Проблемы при определении бенефициара

Не каждая компания имеет конечного бенефициара. Во многих компаниях некоммерческого типа таких владельцев не существует, так как итоговой целью их работы не является приобретение дохода.

При этом даже в коммерческих структурах выявить истинных бенефициаров и собрать информацию о них не всегда возможно. Поэтому, даже несмотря на наличие проверенных инструментов у банковских и кредитных организаций, личность истинного конечного собственника может оставаться неизвестной.

Такая ситуация возможна из-за существующих в практике схем, скрывающих личность бенефициарного владельца, которые применяются, главным образом, в трастовых системах.

Важно

Хотя информация о бенефициарах необходима и важна, законодательный механизм сбора таких сведений еще не полностью проработан и имеет множество недочетов.

Таким образом, казалось бы идентичные термины, как бенефициарный владелец и выгодоприобретатель, на самом деле законодательно отличаются. Сбор информации и установление бенефициаров является обязанностью банковских и кредитных структур, а ее выполнение и качество находится на контроле российского финансового мониторинга.

Источник: https://finach.ru/beneficiarnyj-vladelec-kto-on-uchreditel-ili-direktor-organizacii/

Бенефициарный владелец, положение о раскрытии информации о бенефициарных владельцах – МЭЦФМ Национальное достояние

Бенефициар закон

Проект Постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по запросам уполномоченных органов государственной власти”

Планируется определить порядок и сроки представления юридическими лицами документально подтвержденной информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в их отношении сведений, предусмотренных Законом о противодействии отмыванию доходов.

Информация представляется по запросу уполномоченных органов государственной власти, под которыми понимаются ФНС России, Росфинмониторинг и их территориальные органы. Запросы будут направляться как в электронном, так и в бумажном виде.

Электронные запросы и ответы на них направляются по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота.

При ответе на запрос на бумажном носителе представляется электронное сообщение на оптическом или цифровом носителе информации с сопроводительным письмом.

Юридическое лицо должно будет представить указанные сведения в течение 5 рабочих дней с даты получения запроса.

Пояснительная записка к Проекту

В соответствии с пунктом 6 статьи 61 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по запросам уполномоченных органов государственной власти.

2. Федеральной налоговой службе и Федеральной службе по финансовому мониторингу обеспечить разработку нормативных правовых актов и документов организационно-методического характера, направленных на реализацию Положения, утвержденного настоящим постановлением, в течение 180 дней со дня вступления настоящего постановления в силу.

Положение о представлении юридическими лицами информации о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по запросам уполномоченных органов государственной власти

1. Настоящее Положение в целях реализации пункта 6 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г.

N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон) устанавливает порядок и сроки представления юридическими лицами по запросам уполномоченных органов государственной власти информации о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Под уполномоченными органами государственной власти в целях настоящего Положения понимаются Федеральная налоговая служба и ее территориальные налоговые органы и Федеральная служба по финансовому мониторингу и ее территориальные органы.

2.

Юридические лица представляют имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона (далее – сведения о бенефициарных владельцах либо о мерах по их установлению), по запросам уполномоченных органов государственной власти, направленным в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота, соответствующих требованиям, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов (далее – операторы электронного документооборота), или на бумажном носителе.

При направлении запросов и получении на них ответов в электронной форме Федеральная служба по финансовому мониторингу использует информационно-технологическую и коммуникационную инфраструктуру Федеральной налоговой службы.

Порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы с Федеральной службой по финансовому мониторингу при направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу юридическим лицам запросов в электронной форме для представления сведений о бенефициарных владельцах либо о мерах по их установлению и получении Федеральной службой по финансовому мониторингу ответов на указанные запросы с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры Федеральной налоговой службы определяется приказом Федеральной налоговой службы по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

3. Запросы в электронной форме формируются при обязательном использовании сертифицированных средств усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – квалифицированный сертификат).

Запросы налоговых органов подписываются руководителем (заместителем руководителя) Федеральной налоговой службы, начальником структурного подразделения Федеральной налоговой службы, руководителем (заместителем руководителя) территориального налогового органа. Запросы Федеральной службы по финансовому мониторингу и ее территориальных органов вправе подписывать должностные лица, определенные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу.

4. При получении запроса юридическое лицо представляет сведения о бенефициарных владельцах либо о мерах по их установлению в течение 5 рабочих дней с даты получения соответствующего запроса.

В случае обнаружения неполноты, неточностей или ошибок в ранее представленных сведениях о бенефициарных владельцах либо о мерах по их установлению юридическое лицо не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения повторно направляет откорректированные сведения в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

5. При ответе на запрос в электронной форме юридическое лицо представляет в уполномоченный орган государственной власти сведения о бенефициарных владельцах либо о мерах по их установлению в электронной форме (далее – электронное сообщение) по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.

Электронное сообщение подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя юридического лица или лица, исполняющего его обязанности.

В процессе электронного документооборота, обусловленного направлением юридическим лицом электронного сообщения, предоставляются следующие технологические электронные документы:

  • подтверждение даты отправки электронного сообщения;
  • квитанция о приеме электронного сообщения;
  • уведомление об отказе в принятии электронного сообщения.

6. При ответе на запрос на бумажном носителе юридическое лицо представляет в уполномоченный орган государственной власти, направивший такой запрос, электронное сообщение на оптическом или цифровом носителе информации с сопроводительным письмом.

При этом, оптический или цифровой носитель информации должен быть упакован способом, обеспечивающим невозможность ознакомления третьими лицами с содержащейся на нем информацией.

Сопроводительное письмо с оптическим или цифровым носителем информации представляется в уполномоченный орган государственной власти непосредственно или по почте заказным письмом.

Сопроводительное письмо подписывается руководителем юридического лица или лицом, исполняющим его обязанности.

7.

Структура и формат запроса в электронной форме, структура и формат передаваемого электронного сообщения, порядок формирования электронного сообщения, порядок формирования и обращения технологических электронных документов, а также форма кодирования электронного сообщения и перечни (справочники) кодов, подлежащих использованию при его формировании, определяются приказом Федеральной налоговой службы по согласованию с Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Образец запроса на бумажном носителе определяется приказами Федеральной налоговой службы и Федеральной службы по финансовому мониторингу.

8. Датой направления в уполномоченный орган государственной власти электронного сообщения в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.

Датой направления в уполномоченный орган государственной власти электронного сообщения в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения считается дата, указанная в расписке должностного лица уполномоченного органа государственной власти, получающего оптический или цифровой носитель информации с сопроводительным письмом, или в квитанции об отправке почтового отправления.

9.

Датой получения уполномоченным органом государственной власти электронного сообщения считается дата, зафиксированная в квитанции о приеме электронного сообщения или уведомлении об отказе в принятии электронного сообщения, либо дата, указанная в оттиске штампа, проставленном должностным лицом уполномоченного органа государственной власти о получении оптического или цифрового носителя информации с сопроводительным письмом.

10. Электронное сообщение, направленное в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, считается принятым уполномоченным органом государственной власти, если юридическому лицу направлена квитанция о приеме электронного сообщения.

11. Электронное сообщение не принимается в случаях:

а) не соответствия структуре и формату, утвержденным согласно пункту 7 настоящего Положения;

б) отсутствия усиленной квалифицированной электронной подписи лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос, или несоответствия данных владельца квалифицированного сертификата данным лица, уполномоченного подписывать ответы на запрос (при ответе на запрос в электронной форме);

в) отсутствия на сопроводительном письме подписи лица, уполномоченного подписывать ответ на запрос (при ответе на запрос на бумажном носителе);

г) повреждения (дефекта) оптического или цифрового носителя информации, которые не позволяют прочесть содержимое электронного сообщения (при ответе на запрос на бумажном носителе).

12. В случае непринятия по основаниям, указанным в подпунктах “а” и “б” пункта 11 настоящего Положения, электронного сообщения, направленного в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, Федеральная налоговая служба в тот же день направляет в адрес юридического лица уведомление об отказе в его принятии с указанием причины отказа.

В случае непринятия по основаниям, указанным в подпунктах “а”, “в” и “г” пункта 11 настоящего Положения, электронного сообщения, направленного в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения, уполномоченный орган государственной власти в течение 3 рабочих дней с даты получения электронного сообщения направляет в адрес юридического лица уведомление об отказе в его принятии с указанием причины отказа.

13.

При получении юридическим лицом уведомления об отказе в приеме электронного сообщения юридическое лицо обязано устранить причины, повлекшие непринятие электронного сообщения, и в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение в уполномоченный орган государственной власти в порядке, предусмотренном настоящим Положением.

14. Передача в Федеральную службу по финансовому мониторингу электронного сообщения, направленного в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, осуществляется в день направления Федеральной налоговой службой юридическому лицу квитанции о приеме электронного сообщения.

15. Работники уполномоченных органов государственной власти обеспечивают сохранность ставших им известными сведений, составляющих служебную, банковскую, налоговую, коммерческую, аудиторскую тайну или тайну связи, и несут установленную законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение этих сведений.

Мы напоминаем всем юридическим лицам о необходимости исполнять обязанности об установлении своих бенефициарных владельцев. Подробную информацию об исполнении обязанностей вы можете получить в статье, которую мы писали ранее.

Источник: https://115fz.pro/info/articles/vsem-subektam-115-fz/benefitsiarnyy-vladelets-polozhenie-o-raskrytii-informatsii-o-benefitsiarnykh-vladeltsakh/

Что нужно знать о том, кто является бенефициарным владельцем

Бенефициар закон

Бизнес юрист > Корпоративное право > Кто является бенефициарным владельцем, что говорит закон

Вопрос, кто является бенефициарным владельцем компании, часто задают банки, налоговые и антимонопольные органы. Интересует ответ на него и контрагентов при заключении договоров или государственных контрактов. Требование об установлении реальных лиц, получающих выгоду от деятельности компаний, предусматривается международными конвенциями о противодействии отмывания криминальных средств.

Кто такой бенефициар

Это понятие впервые появилось в российском законодательстве вместе с введением норм, посвященных противодействию легализации теневых доходов. В целях определения истинных получателей выгоды от деятельности клиентов банка лицо или несколько лиц должны отвечать следующим признакам:

  • прямо или косвенно, с использованием промежуточных компаний или различных видов передачи долей или акций в доверительное управление, владеть компанией
  • не будучи владельцем, существенно влиять на то, какие решения принимают органы управления фирмой

Бенефициар может быть только физическим лицом. Он часто не указывается в качестве учредителя в Уставе или не фигурирует как акционер в реестре АО, но именно он является конечным получателем доходов от деятельности компании.

В законе оговорено, что владение более 25% долей или акций в капитале или возможность контроля действий фирмы уже делают физическое лицо бенефициаром. Контроль может выражаться разными способами, например, более половины членов совета директоров назначены из списка, предложенного одним акционером. Лицо будет признано контролирующим, если удается установить, что оно:

  • принимает решение о совершении сделок
  • определяет, на каких условиях они будут происходить
  • решает, какие финансовые операции совершает компания, как распоряжается средствами
  • влияет на определение размеров дивидендов и иных выплат акционерам и учредителям

о бенефициарных владельцах:

Законодательное регулирование

Правовые нормы пришли в национальное право из международных соглашений. Впервые термин применительно к корпоративному праву появился в нормативных актах страны в 2013 году. Ранее вместо него употреблялись такие понятия, как:

  • контролирующее лицо
  • аффилированное лицо
  • заинтересованное лицо

Ни один из этих терминов полностью не определял понятие. Требование о раскрытии конечного бенефициара ранее часто предъявлял ФАС РФ при согласовании сделок, но это оно основывалось на внутренних нормативных актах.

В 2012 году законодательство о государственных закупках начало предъявлять требования к поставщикам о раскрытии их конечных выгодоприобретателей. Ситуация стала основанием для внесения в законодательство четких формулировок.

Поправки, принятые в 2013 в ст.3 115-ФЗ, посвященного борьбе с легализацией незаконных доходов, дали четкое описание понятию. Принципы работы банков с этой информацией установлены постановлением ЦБР №499-П.

Нормативный акт определяет:

  • критерии, по которым определяются истинные владельцы
  • документы, которые подают клиенты или истребуют кредитные организации
  • как следует вести досье клиента и отражать в нем нужные данные

Бенефициар – это гендиректор или учредитель

На вопрос, является ли генеральный директор или учредитель бенефициаром, однозначного ответа дать нельзя.

Но если не возникает возможности однозначно установить в качестве такового иное лицо, например, в случае наличия среди акционеров только лиц, пакет которых не превышает 1-2%, единоличный исполнительный орган, по собственной воле определяющий особенности работы компании, будет им признан.

Для установления конечного получателя дохода от работы компании банки вынуждены проводить процедуры идентификации, часто превращающиеся в настоящие расследования. Кредитные организации вправе запрашивать требуемую информацию у любых источников, среди которых:

  • реестродержатели
  • контрагенты
  • владельцы различных баз данных

Те в ответ обязаны предоставлять запрашиваемые документы и информацию. Идентификация не требуется, если операции по счетам фирмы не превышают 15 000 рублей. Клиенты ежегодно должны обновлять для банков сведения о своих бенефициарах. Раскрывать информацию их обязывает ст. 6.1 закона. Согласно нормам этой статьи:

  • компания обязана иметь сведения о своих реальных владельцах. Это значит, что она должна самостоятельно выявлять их, опрашивая акционеров и учредителей
  • информация должна обновляться раз в год
  • она должна храниться не менее 5 лет
  • акционеры и учредители обязаны отвечать на требования о предоставлении информации
  • полученные сведения по запросу предоставляются ФНС или иным уполномоченным органам
  • сведения раскрываются при публичном раскрытии информации, предусмотренном для АО

Разница между бенефициаром и выгодоприобретателем

Термин выгодоприобретатель часто встречается в таких гражданско-правовых отношениях как страхование или доверительное управление. Но появляется это определение и в отношениях, связанных с исследованием направления денежных потоков.

В этом случае для банка выгодоприобретателем окажется лицо, к выгоде которого клиент ведет свою работу.

Он может не быть участником или акционером, но, например, получать все доходы от деятельности организации на основании какого-то соглашения между ним и акционерами.

Как становятся бенефициарным владельцем юридического лица

Для компании в качестве бенефициара может быть признан широкий перечень физических лиц. Это:

  • те, кто является прямым собственником 25% и более в уставном капитале
  • те, кто владеет капиталом через третьих лиц (это иные юридические лица)

Таким образом, стать бенефициаром можно:

  • учредив компанию с условием, что доля в уставном капитале составляет не менее 25%
  • приобрести такую долю у предыдущего собственника
  • купить акции юридического лица, владеющего тем же процентом в уставном капитале клиента

Лицо является бенефициаром вне зависимости от того, содержатся ли данные о нем в Уставе, в реестре или в базе данных, которые ведет компания.

Иногда фирмы стараются избежать раскрытия истинных владельцев, если по факту они являются собственниками офшоров, которые, в свою очередь, владеют долями в компании.

Если такие сведения отсутствуют и не предоставляются по запросам правоохранительных и иных уполномоченных органов, это может свидетельствовать о попытках:

  • скрыть криминальные доходы
  • уклонится от уплаты налогов

Реальные получатели выгод от деятельности фирм могут маскироваться различными способами, оказывая при этом влияние на решение ключевых вопросов. Среди таких способов может быть выдача доверенности на ание или управление счетами, оформление акций оффшорных компаний на предъявителя, использование схем номинальных владельцев или доверительного управления.

Раскрытие информации о бенефициарах на видео:

В большинстве случаев реального владельца можно установить, воспользовавшись такими базами данных как СПАРК или картотека газеты Коммерсантъ.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда участником ООО становится компания, резидент Кипра. 100-процентным акционером кипрской компании фирмы стала компания, расположенная на Британских Виргинских островах, ее 100-процентным оказывается российский гражданин Иванов. Именно он признается бенефициарным владельцем ООО, но выявить эту цепочку без согласия участника невозможно.

Как становятся бенефициаром физического лица

Законодатель в ст. 3 Закона № 115-ФЗ в качестве бенефициара физического лица клиента-банка признает именно это физическое лицо. Единственным доказательством с его стороны будет паспорт. Требование устанавливать такое лицо предусмотрено конвенцией ФАТФ, подписанной Россией, поэтому в досье клиентов кредитных организаций эта графа должна быть заполнена.

Таким образом, в отношении физического лица никто кроме него самого не может быть признан бенефициаром, за небольшим количеством исключений.

Если лицо не обладает полной дееспособностью, то есть является ребенком или в отношении его судом было вынесено решение о признании его частично недееспособным, бенефициаром гражданина может быть признан законный представитель:

  • им может быть родитель
  • опекун

С точки зрения правоохранительных органов, в схемах кредитных и иных мошенничеств, где для получения средств привлекаются студенты или безработные, бенефициаром по данным схемам признается организатор преступной группы.

При этом формальных отношений найма не возникает, и наличие отношений доказывается средствами, находящимися в арсенале следователей.

Кто должен вести учет бенефициаров

Учет сведений о лицах, владеющих фирмами или контролирующими их работу, ведется самими компаниями. Эта обязанность на них возложена изменениями в 115-ФЗ от 2016 года.

Внутренний реестр ведется должностным лицом, уполномоченным внутренними документами.

Чаще всего, для акционерных обществ таким лицом бывает корпоративный секретарь или секретарь совета директоров, в ООО реестр владельцев может вести секретарь, отдел по делопроизводству или один из заместителей директора.

Обязанность по ведению и обновлению учета лучше оформить в приказе и должностной инструкции.

Невыполнение требований закона по сбору, обновлению и предоставлению информации по запросам может привести к штрафам, поэтому лицо, ведущее реестр должно знать и о своей персональной и дисциплинарной ответственности.

Кто запрашивает сведения о бенефициарах

По логике закона сведения о бенефициарах запрашивают банки и ФНС. Но часто эта информация требуется и другим организациям, среди них:

  • ФАС РФ запросит эти сведения, если ей направлено ходатайство о согласовании сделок по слиянию или присоединению
  • государственная компания попросит предоставить эти данных в пакете документов, необходимых для участия в тендере
  • правоохранительные органы поинтересуются этим вопросом, при расследовании преступлений
  • службы финансового мониторинга – для решения своих вопросов

Предоставление данных необходимо для решения задач финансовой безопасности страны. Истребование сведений призвано решать такие важные для государства вопросы, как противодействие:

  • легализации доходов, полученных криминальным путем
  • финансированию терроризма, кибер-терроризма, иной преступной деятельности
  • сознательному сокрытию налогооблагаемой базы, уклонению от уплаты налогов, агрессивным способам налогового планирования
  • выводу средств за пределы РФ

Сведения, переданные компетентным органам, не могут быть разглашены третьи лицам. Если это происходит, это может стать основанием для судебного иска.

Государственные компании часто включают все свои договоры в требования к контрагентам указывать владельцев и своевременно обновлять сведения при их изменении. Нарушение этого условия может стать основанием для расторжения договора.

Права бенефициарных владельцев

Закон не предоставляет бенефициарным владельцам каких-либо дополнительных прав, кроме тех, которые по закону принадлежат акционерам, участникам ООО или руководителям компаний. Это понятие не имеет собственной корпоративно-правовой природы. Среди прав собственников:

  • возможность распоряжаться своей долей или пакетом акций с соблюдением ограничений, если они установлены законом или Уставом
  • право ать на общих собраниях
  • право выдвигать представителей в совет директоров фирмы
  • право контролировать работу исполнительного органа, запрашивая документы или выдвигая представителей в состав счетной комиссии
  • право оспаривать в суде решение директора или общих собраний
  • право на получение дивидендов или части прибыли от работы ООО

Также они могут запрашивать у компании сведения о той информации, которая находится в реестре и корректировать ее, своевременно обновляя данные.

Если конечный владелец не напрямую участвует в капитале компании, а через ее учредителей, то для повышения степени своего контроля он может включить в Устав запрет на принятие существенных решений без учета его мнения, выраженного, например, в виде их одобрения советом директоров.

Минимизировать свои риски бенефициар может, если передаст свое имущество – акции или доли в траст (в доверительное управление).

Но, если владелец продолжил контролировать деятельность компании, давая указания, обязательные для выполнения, его признают бенефициаром вне зависимости от того, в каком правовом режиме находятся акции и доли.

Ответственность лиц

Ответственность за уклонение о предоставлении информации о бенефициарах может быть разнообразной. Как минимум, непредставление сведений банка приведет к отказу в открытии счета.

Если сведения не направлены ФНС по их запросу, компания и ее должностные лица могут оказаться под угрозой административной ответственности. Правильность того, насколько банк приложил усилия к выявлению конечных владельцев, проверяется Финмониторингом.

Выявление пренебрежения ведением досье и проведение работы по поиску собственников может привести к предписанию об устранении нарушений.

Требование по учету бенефициарных владельцев и предоставлений сведений о них прибавило работы и компаниям, и банкам. Но оно повышает прозрачность деловой сферы и снижает риски финансирования терроризма.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/corporate/kto-yavlyaetsya-benefitsiarnym-vladeltsem.html

Предоставляем информацию о бенефициарах компании

Бенефициар закон

Кому предоставляется информация о бенефициарах компании? Как составить отчет и где взять информацию о бенефициарных владельцах компании? Что будет, если проигнорировать требования о предоставлении информации?

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Несколько слов о том, кто является бенефициарным владельцем компании (п.8 ст.6.1 Закона №115-ФЗ). Бенефициаром является физическое лицо либо:

  • владеющее прямо или косвенно (через третьих лиц) более 25 % в капитале компании;
  • контролирующее действия компании (т.е. физическое лицо имеет возможность влиять на важнейшие решения компании (например, заключение сделок, выдача займов и гарантий, получение кредитов и т.п.).

На практике нередки случаи, когда ИП зарегистрировано на номинальное физическое лицо, которое фактически не управляет бизнесом. Например, муж зарегистрировал бизнес на жену, хотя он осуществляет деятельность единолично. В таких ситуациях конечным бенефициаром будет физическое лицо, которое, в конечном итоге, управляет бизнесом.

  • налоговики (территориальные органы ФНС РФ);
  • Росфинмониторинг (территориальные отделения);
  • иные организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом (банки, страховые и лизинговые компании, ломбарды и т.п.).

Компании могут получить такой запрос либо на бумаге по определенному формату либо в электронном виде по ТКС (как правило, такие запросы направляют налоговики).

КАК КОДЫ ОКВЭД КОМПАНИИ ВЛИЯЮТ НА НАЛОГИ И НЕНАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ?

Порядок и срок предоставления сведений

Порядок и сроки предоставления информации о своих бенефициарных владельцах и принятых мерах по установлению в отношении них сведений прописаны в Правилах, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.07.2017 г. №913 (далее по тексту – Правила).

Важно! Компании обязаны представить сведения о бенефициарных владельцах в течение 5 рабочих дней со дня получения запроса. Такие сведения представляются по состоянию на дату, указанную в запросе (п.4 Правил).

Если впоследствии компания обнаружила ошибки в ранее представленных сведениях, то не позднее 3 рабочих дней со дня их обнаружения необходимо повторно направить откорректированные сведения.

Компании могут представить ответ либо на бумаге либо в электронном виде, подписав сообщение усиленной электронной подписью. Сведения предоставляются в произвольной форме.

Если запрос направляет банк, то компании представляют сведения о бенефициарах по форме, разработанной банком. Игнорирование запроса банка чревато блокировкой счетов компании. Кроме того, банки направят информацию в Росфинмониторинг.

При получении компанией уведомления об отказе в приеме электронного сообщения (если ответ был направлен в электронном виде) компания обязана в течение 3 рабочих дней со дня получения уведомления об отказе в принятии электронного сообщения повторно направить электронное сообщение (п.15 Правил).

ВЕДЕНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

ИММУНИТЕТ ОТ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О БЕНЕФИЦИАРАХ

По общему правилу, компании обязаны (п.3 ст.6.1 Закона №115-ФЗ):

  • регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;
  • хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, не менее 5 лет со дня получения такой информации.

Эти требования не распространяются на:

  • на учреждения органов государственной власти и органов местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, госкорпорации, компании, в которых более 50 процентов акций (долей) в капитале принадлежит государству;
  • эмитентов ценных бумаг, допущенных к организованным торгам;
  • иностранные компании, ценные бумаги которых прошли процедуру листинга на иностранной бирже, входящей в перечень ЦБ РФ;
  • международные организации;
  • иностранные структуры без образования юридического лица, организационная форма которых не предусматривает наличия бенефициарного владельца (п.2 ст.6.1 Закона №115-ФЗ, информационное сообщение Росфинмониторинга б/н от 30.01.2017 г.).

В отношении физических лиц компания должна располагать следующими сведениями (абз.2 пп.1 п.1 ст.7 закона №115-фз):

  • фио (при наличии отчества);
  • гражданство;
  • дата рождения;
  • реквизиты документа, удостоверяющего личность;
  • данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в рф;
  • адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;
  • инн (при его наличии).

кроме того, сведения о бенефициарах компании в определенных случаях должны быть раскрыты в бухгалтерской отчетности (п.7 ст.6.1 закона №115-фз). так, если компания в отчетном периоде осуществляла операции со связанными сторонами (в т.ч. с бенефициарами), то в бухгалтерской отчетности должна быть приведена соответствующая информация. например, виды операций, характер отношений, объем операций каждого вида (п.10 пбу 11/2008).

информация о связанных сторонах, как правило, включается в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (п.14 пбу 11/2008).

какой бизнес должен отчитываться перед росфинмониторингом?

где взять информацию о бенефициарах компании?

для того чтобы получить полные и актуальные сведения о бенефициарных владельцах компании, необходимо направить запрос в адрес акционеров (участников) компании, а также лиц, контролирующих компанию.

как правило, в крупных компаниях, разработан локальный нормативный документ, определяющий сроки обновления информации о бенефициарах и ответственное лицо за ее получение.

в свою очередь, у учредителей или участников компании или иным образом контролирующих компанию лиц, установлена обязанность представлять имеющуюся информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев.

но на практике не всегда удается получить необходимую информацию. если акционер (участник), контролирующее лицо игнорирует запросы компании, то можно воспользоваться специальными программами (например, «мое дело», «контур», «фокус» и т.п.). инн физического лица можно узнать на сайте фнс.

а как быть в случаях, если компания предприняла все меры, но так и не смогла установить бенефициарного владельца? в подобной ситуации компания должна заручиться документальными доказательствами того, что сделала все возможное для получения такой информации (письмо росфинмониторинга от 29.07.2019 г. №01-04-05/17015). например, это могут быть запросы, подтвержденные отметками почты (опись вложение, уведомление о вручении).

консультация бухгалтера

важно! таким образом, наличие доказательств принятия мер по установлению своих бенефициарных владельцев, освободит компанию от штрафных санкций (п.1 ст.6.1 закона №115-фз).

санкции за непредоставление сведений

Компания в любом случае должна ответить на запрос, полученный от уполномоченных органов. Неисполнение требований, установленных Законом №115-ФЗ может стоить компании огромных штрафов.

Административная ответственность установлена ст.14.25.1 КоАП РФ и влечет наложение штрафа:

  • на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.

В том случае если компания не представит информацию о своих бенефициарных владельцах банку, то он может отказать в выполнении распоряжения компании о совершении операции (п.11 ст.

7 Закона №115-ФЗ, п.15 Письма Росфинмониторинга от 15.02.2019 г. №04-02-01/3276).

Статья подготовлена специалистами компании «РосКо – Консалтинг и аудит» https://rosco.su/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/roscoaudit/predostavliaem-informaciiu-o-beneficiarah-kompanii-5f3d2a2c8ee5721ddbf2aa4c

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.