Бенефициарным владельцем является единоличный исполнительный орган это

Содержание

Что нужно знать о том, кто является бенефициарным владельцем

Бенефициарным владельцем является единоличный исполнительный орган это

Бизнес юрист > Корпоративное право > Кто является бенефициарным владельцем, что говорит закон

Вопрос, кто является бенефициарным владельцем компании, часто задают банки, налоговые и антимонопольные органы. Интересует ответ на него и контрагентов при заключении договоров или государственных контрактов. Требование об установлении реальных лиц, получающих выгоду от деятельности компаний, предусматривается международными конвенциями о противодействии отмывания криминальных средств.

Кто такой бенефициар

Это понятие впервые появилось в российском законодательстве вместе с введением норм, посвященных противодействию легализации теневых доходов. В целях определения истинных получателей выгоды от деятельности клиентов банка лицо или несколько лиц должны отвечать следующим признакам:

  • прямо или косвенно, с использованием промежуточных компаний или различных видов передачи долей или акций в доверительное управление, владеть компанией
  • не будучи владельцем, существенно влиять на то, какие решения принимают органы управления фирмой

Бенефициар может быть только физическим лицом. Он часто не указывается в качестве учредителя в Уставе или не фигурирует как акционер в реестре АО, но именно он является конечным получателем доходов от деятельности компании.

В законе оговорено, что владение более 25% долей или акций в капитале или возможность контроля действий фирмы уже делают физическое лицо бенефициаром. Контроль может выражаться разными способами, например, более половины членов совета директоров назначены из списка, предложенного одним акционером. Лицо будет признано контролирующим, если удается установить, что оно:

  • принимает решение о совершении сделок
  • определяет, на каких условиях они будут происходить
  • решает, какие финансовые операции совершает компания, как распоряжается средствами
  • влияет на определение размеров дивидендов и иных выплат акционерам и учредителям

о бенефициарных владельцах:

Законодательное регулирование

Правовые нормы пришли в национальное право из международных соглашений. Впервые термин применительно к корпоративному праву появился в нормативных актах страны в 2013 году. Ранее вместо него употреблялись такие понятия, как:

  • контролирующее лицо
  • аффилированное лицо
  • заинтересованное лицо

Ни один из этих терминов полностью не определял понятие. Требование о раскрытии конечного бенефициара ранее часто предъявлял ФАС РФ при согласовании сделок, но это оно основывалось на внутренних нормативных актах.

В 2012 году законодательство о государственных закупках начало предъявлять требования к поставщикам о раскрытии их конечных выгодоприобретателей. Ситуация стала основанием для внесения в законодательство четких формулировок.

Поправки, принятые в 2013 в ст.3 115-ФЗ, посвященного борьбе с легализацией незаконных доходов, дали четкое описание понятию. Принципы работы банков с этой информацией установлены постановлением ЦБР №499-П.

Нормативный акт определяет:

  • критерии, по которым определяются истинные владельцы
  • документы, которые подают клиенты или истребуют кредитные организации
  • как следует вести досье клиента и отражать в нем нужные данные

Бенефициар – это гендиректор или учредитель

На вопрос, является ли генеральный директор или учредитель бенефициаром, однозначного ответа дать нельзя.

Но если не возникает возможности однозначно установить в качестве такового иное лицо, например, в случае наличия среди акционеров только лиц, пакет которых не превышает 1-2%, единоличный исполнительный орган, по собственной воле определяющий особенности работы компании, будет им признан.

Для установления конечного получателя дохода от работы компании банки вынуждены проводить процедуры идентификации, часто превращающиеся в настоящие расследования. Кредитные организации вправе запрашивать требуемую информацию у любых источников, среди которых:

  • реестродержатели
  • контрагенты
  • владельцы различных баз данных

Те в ответ обязаны предоставлять запрашиваемые документы и информацию. Идентификация не требуется, если операции по счетам фирмы не превышают 15 000 рублей. Клиенты ежегодно должны обновлять для банков сведения о своих бенефициарах. Раскрывать информацию их обязывает ст. 6.1 закона. Согласно нормам этой статьи:

  • компания обязана иметь сведения о своих реальных владельцах. Это значит, что она должна самостоятельно выявлять их, опрашивая акционеров и учредителей
  • информация должна обновляться раз в год
  • она должна храниться не менее 5 лет
  • акционеры и учредители обязаны отвечать на требования о предоставлении информации
  • полученные сведения по запросу предоставляются ФНС или иным уполномоченным органам
  • сведения раскрываются при публичном раскрытии информации, предусмотренном для АО

Разница между бенефициаром и выгодоприобретателем

Термин выгодоприобретатель часто встречается в таких гражданско-правовых отношениях как страхование или доверительное управление. Но появляется это определение и в отношениях, связанных с исследованием направления денежных потоков.

В этом случае для банка выгодоприобретателем окажется лицо, к выгоде которого клиент ведет свою работу.

Он может не быть участником или акционером, но, например, получать все доходы от деятельности организации на основании какого-то соглашения между ним и акционерами.

Как становятся бенефициарным владельцем юридического лица

Для компании в качестве бенефициара может быть признан широкий перечень физических лиц. Это:

  • те, кто является прямым собственником 25% и более в уставном капитале
  • те, кто владеет капиталом через третьих лиц (это иные юридические лица)

Таким образом, стать бенефициаром можно:

  • учредив компанию с условием, что доля в уставном капитале составляет не менее 25%
  • приобрести такую долю у предыдущего собственника
  • купить акции юридического лица, владеющего тем же процентом в уставном капитале клиента

Лицо является бенефициаром вне зависимости от того, содержатся ли данные о нем в Уставе, в реестре или в базе данных, которые ведет компания.

Иногда фирмы стараются избежать раскрытия истинных владельцев, если по факту они являются собственниками офшоров, которые, в свою очередь, владеют долями в компании.

Если такие сведения отсутствуют и не предоставляются по запросам правоохранительных и иных уполномоченных органов, это может свидетельствовать о попытках:

  • скрыть криминальные доходы
  • уклонится от уплаты налогов

Реальные получатели выгод от деятельности фирм могут маскироваться различными способами, оказывая при этом влияние на решение ключевых вопросов. Среди таких способов может быть выдача доверенности на ание или управление счетами, оформление акций оффшорных компаний на предъявителя, использование схем номинальных владельцев или доверительного управления.

Раскрытие информации о бенефициарах на видео:

В большинстве случаев реального владельца можно установить, воспользовавшись такими базами данных как СПАРК или картотека газеты Коммерсантъ.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда участником ООО становится компания, резидент Кипра. 100-процентным акционером кипрской компании фирмы стала компания, расположенная на Британских Виргинских островах, ее 100-процентным оказывается российский гражданин Иванов. Именно он признается бенефициарным владельцем ООО, но выявить эту цепочку без согласия участника невозможно.

Как становятся бенефициаром физического лица

Законодатель в ст. 3 Закона № 115-ФЗ в качестве бенефициара физического лица клиента-банка признает именно это физическое лицо. Единственным доказательством с его стороны будет паспорт. Требование устанавливать такое лицо предусмотрено конвенцией ФАТФ, подписанной Россией, поэтому в досье клиентов кредитных организаций эта графа должна быть заполнена.

Таким образом, в отношении физического лица никто кроме него самого не может быть признан бенефициаром, за небольшим количеством исключений.

Если лицо не обладает полной дееспособностью, то есть является ребенком или в отношении его судом было вынесено решение о признании его частично недееспособным, бенефициаром гражданина может быть признан законный представитель:

  • им может быть родитель
  • опекун

С точки зрения правоохранительных органов, в схемах кредитных и иных мошенничеств, где для получения средств привлекаются студенты или безработные, бенефициаром по данным схемам признается организатор преступной группы.

При этом формальных отношений найма не возникает, и наличие отношений доказывается средствами, находящимися в арсенале следователей.

Кто должен вести учет бенефициаров

Учет сведений о лицах, владеющих фирмами или контролирующими их работу, ведется самими компаниями. Эта обязанность на них возложена изменениями в 115-ФЗ от 2016 года.

Внутренний реестр ведется должностным лицом, уполномоченным внутренними документами.

Чаще всего, для акционерных обществ таким лицом бывает корпоративный секретарь или секретарь совета директоров, в ООО реестр владельцев может вести секретарь, отдел по делопроизводству или один из заместителей директора.

Обязанность по ведению и обновлению учета лучше оформить в приказе и должностной инструкции.

Невыполнение требований закона по сбору, обновлению и предоставлению информации по запросам может привести к штрафам, поэтому лицо, ведущее реестр должно знать и о своей персональной и дисциплинарной ответственности.

Кто запрашивает сведения о бенефициарах

По логике закона сведения о бенефициарах запрашивают банки и ФНС. Но часто эта информация требуется и другим организациям, среди них:

  • ФАС РФ запросит эти сведения, если ей направлено ходатайство о согласовании сделок по слиянию или присоединению
  • государственная компания попросит предоставить эти данных в пакете документов, необходимых для участия в тендере
  • правоохранительные органы поинтересуются этим вопросом, при расследовании преступлений
  • службы финансового мониторинга – для решения своих вопросов

Предоставление данных необходимо для решения задач финансовой безопасности страны. Истребование сведений призвано решать такие важные для государства вопросы, как противодействие:

  • легализации доходов, полученных криминальным путем
  • финансированию терроризма, кибер-терроризма, иной преступной деятельности
  • сознательному сокрытию налогооблагаемой базы, уклонению от уплаты налогов, агрессивным способам налогового планирования
  • выводу средств за пределы РФ

Сведения, переданные компетентным органам, не могут быть разглашены третьи лицам. Если это происходит, это может стать основанием для судебного иска.

Государственные компании часто включают все свои договоры в требования к контрагентам указывать владельцев и своевременно обновлять сведения при их изменении. Нарушение этого условия может стать основанием для расторжения договора.

Права бенефициарных владельцев

Закон не предоставляет бенефициарным владельцам каких-либо дополнительных прав, кроме тех, которые по закону принадлежат акционерам, участникам ООО или руководителям компаний. Это понятие не имеет собственной корпоративно-правовой природы. Среди прав собственников:

  • возможность распоряжаться своей долей или пакетом акций с соблюдением ограничений, если они установлены законом или Уставом
  • право ать на общих собраниях
  • право выдвигать представителей в совет директоров фирмы
  • право контролировать работу исполнительного органа, запрашивая документы или выдвигая представителей в состав счетной комиссии
  • право оспаривать в суде решение директора или общих собраний
  • право на получение дивидендов или части прибыли от работы ООО

Также они могут запрашивать у компании сведения о той информации, которая находится в реестре и корректировать ее, своевременно обновляя данные.

Если конечный владелец не напрямую участвует в капитале компании, а через ее учредителей, то для повышения степени своего контроля он может включить в Устав запрет на принятие существенных решений без учета его мнения, выраженного, например, в виде их одобрения советом директоров.

Минимизировать свои риски бенефициар может, если передаст свое имущество – акции или доли в траст (в доверительное управление).

Но, если владелец продолжил контролировать деятельность компании, давая указания, обязательные для выполнения, его признают бенефициаром вне зависимости от того, в каком правовом режиме находятся акции и доли.

Ответственность лиц

Ответственность за уклонение о предоставлении информации о бенефициарах может быть разнообразной. Как минимум, непредставление сведений банка приведет к отказу в открытии счета.

Если сведения не направлены ФНС по их запросу, компания и ее должностные лица могут оказаться под угрозой административной ответственности. Правильность того, насколько банк приложил усилия к выявлению конечных владельцев, проверяется Финмониторингом.

Выявление пренебрежения ведением досье и проведение работы по поиску собственников может привести к предписанию об устранении нарушений.

Требование по учету бенефициарных владельцев и предоставлений сведений о них прибавило работы и компаниям, и банкам. Но оно повышает прозрачность деловой сферы и снижает риски финансирования терроризма.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://PravoDeneg.net/corporate/kto-yavlyaetsya-benefitsiarnym-vladeltsem.html

Письмо Банка России от 28 января 2014 г. № 14-Т “Об Информационном письме по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев”

Бенефициарным владельцем является единоличный исполнительный орган это

Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе согласованное с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Статс-секретарь – заместитель директора Федеральной службы по финансовому мониторингу П.В. Ливадный) Информационное письмо по вопросам идентификации организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, бенефициарных владельцев.

Приложение: на 6 листах.

ЗаместительПредседателя Банка России Д.Г. Скобелкин

Глава I. Определение понятия “бенефициарный владелец”

В отношении каких клиентов организациям необходимо принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев?

Поскольку в соответствии с абзацем 11 статьи 3 Федерального закона от 07.08.

2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (далее – Федеральный закон) под клиентом понимается как юридическое, так и физическое лицо, находящееся на обслуживании в организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом (далее – организация), то организации обязаны принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев клиентов – как юридических, так и физических лиц.

В случае если владение клиентом либо контроль за действиями клиента осуществляется физическим лицом через третьих лиц, следует ли организациям устанавливать всех третьих лиц, владеющих клиентом либо имеющих возможность контролировать действия клиента?

Физическое лицо, не являясь непосредственно учредителем / участником клиента – юридического лица, может владеть таким клиентом либо иметь возможность контролировать его через третьих лиц (являться бенефициарным владельцем клиента).

В случае если владение клиентом либо контроль за клиентом осуществляется через третьих лиц, организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения клиентом либо возможность осуществлять контроль за клиентом через третьих лиц.

С учетом каких факторов организации принимают решение о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента?

Организация принимает решение о признании физического лица бенефициарным владельцем при наличии у такого лица возможностей контролировать действия клиента с учетом следующих факторов:

– физическое лицо прямо или косвенно (через третьих лиц) имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале клиента или от общего числа акций клиента с правом голоса;

– физическое лицо имеет право (возможность) на основании договора с клиентом оказывать прямое или косвенное (через третьих лиц) существенное влияние на решения, принимаемые клиентом, в частности, физическое лицо имеет возможность воздействовать на принимаемые клиентом решения об осуществлении сделок (в том числе несущих кредитный риск (о выдаче кредитов, гарантий и т.д.), включая существенные условия сделок, а также финансовых операций, оказывать влияние на величину дохода клиента;

– иные самостоятельно определяемые организацией факторы, на основании которых физическое лицо будет квалифицировано в качестве бенефициарного владельца.

Может ли у клиента быть несколько бенефициарных владельцев, или бенефициарным владельцем всегда является только одно физическое лицо?

Владение клиентом может осуществляться одним или несколькими физическими лицами (в том числе лицами, имеющими родственные отношения).

В таком случае организация должна рассматривать каждого из таких физических лиц в качестве бенефициарного владельца и установить в отношении каждого лица сведения, предусмотренные подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В каких случаях бенефициарным владельцем клиента – юридического лица может быть признан единоличный исполнительный орган клиента?

В случае если в результате принятия предусмотренных Федеральным законом мер по идентификации бенефициарных владельцев бенефициарный владелец клиента – юридического лица не выявлен, бенефициарным владельцем признается единоличный исполнительный орган клиента – юридического лица.

В решении организации о признании единоличного исполнительного органа клиента бенефициарным владельцем следует зафиксировать причины, обусловившие невозможность выявления бенефициарного владельца, а в анкете (досье) клиента – сведения, указывающие на то, что единоличный исполнительный орган клиента признан бенефициарным владельцем по причине невозможности выявления кредитной организацией бенефициарного владельца либо в случае отсутствия физического лица, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет клиентом – юридическим лицом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

Глава II. Порядок идентификации бенефициарных владельцев

Каким образом организациям следует исполнять требование Федерального закона о принятии обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона установлена обязанность организаций принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе по установлению в отношении их сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

В целях реализации требования подпункта 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организациям рекомендуется включать в правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в частности:

– основания для признания физического лица бенефициарным владельцем (используются квалифицирующие признаки, содержащиеся в определении понятия “бенефициарный владелец”, установленного Федеральным законом, такие как прямое или косвенное (через третьих лиц) владение (наличие преобладающего участия более 25 процентов в капитале) клиентом – юридическим лицом, формы (виды) контроля за действиями клиента);

– перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию организацией бенефициарных владельцев клиентов, включая перечень запрашиваемых у клиента документов и информации;

– основания для признания в качестве бенефициарного владельца единоличного исполнительного органа клиента – юридического лица (при невозможности выявления бенефициарного владельца);

– порядок принятия организацией решения о признании физического лица бенефициарным владельцем;

– порядок фиксирования сведений, полученных в результате идентификации бенефициарного владельца;

– иные положения по усмотрению организации.

Следует ли организациям устанавливать наличие у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.

3 Федерального закона, а также проверять наличие сведений о бенефициарном владельце в перечне организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее – Перечень) либо наличие принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества?

В целях минимизации риска вовлечения организаций в проведение их клиентами операций, целью которых может быть осуществление легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, организациям рекомендуется в правилах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма определить процедуры проверки наличия у бенефициарного владельца статуса лица, указанного в статье 7.3 Федерального закона, а также наличия сведений о бенефициарном владельце в Перечне либо наличия принятого межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества.

Вправе ли организации не проводить идентификацию бенефициарных владельцев в случае, если клиенту присвоен низкий уровень риска?

Федеральный закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации бенефициарных владельцев в зависимости от уровня риска клиента или суммы, на которую совершается операция.

При этом бенефициарный владелец не идентифицируется в случаях, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.

4 статьи 7 Федерального закона, а также в случае принятия на обслуживание клиентов, являющихся лицами, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.

Какие меры могут быть предприняты организацией в целях идентификации бенефициарных владельцев?

В целях идентификации бенефициарных владельцев организации вправе предпринимать следующие меры:

– включение в договор с клиентом обязанности последнего представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах;

– анкетирование клиентов (направление клиентам запросов, составленных по форме, самостоятельно определенной организацией, позволяющей идентифицировать бенефициарных владельцев);

– изучение учредительных документов клиентов – юридических лиц;

– устный опрос клиента с занесением установленной информации в анкету (досье) клиента;

– использование внешних доступных организации на законных основаниях источников информации (например, средства массовой информации, Internet);

– иные меры по усмотрению организации.

Признание физического лица бенефициарным владельцем должно основываться на имеющихся у организации документах и (или) информации о клиенте и о таком физическом лице.

Каким образом организации фиксируют сведения о результатах принятых мер по идентификации бенефициарных владельцев?

Сведения о результате принятых организацией мер по идентификации бенефициарного владельца клиента могут фиксироваться в том числе в анкете (досье) клиента.

При фиксировании таких сведений организациям рекомендуется включать:

перечень предпринятых в целях идентификации бенефициарного владельца мер;

решение организации о признании физического лица бенефициарным владельцем клиента, включая обоснование принятого решения;

информацию о возможности установления в результате принятых мер идентификации бенефициарного владельца у клиента либо об отсутствии бенефициарного владельца у клиента, включая информацию о предпринятых организацией мерах по его установлению и идентификации;

решение организации о признании бенефициарным владельцем клиента – юридического лица единоличного исполнительного органа, включая обоснование принятого решения.

Какие действия вправе предпринять организация в случае отказа клиента от предоставления информации о своем бенефициарном владельце?

В случае отказа клиента от предоставления данных о своем бенефициарном владельце организация имеет возможность реализовать полномочия, определенные пунктами 5.2 и 11 статьи 7 Федерального закона.

Даны разъяснения по вопросу идентификации бенефициарных владельцев организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом.

Идентификация касается как владельцев-юрлиц, так и владельцев-граждан.

Если владение клиентом либо контроль за ним осуществляется через третьих лиц, то организация должна располагать информацией, подтверждающей факт владения либо возможность контроля.

Указаны факторы, с учетом которых организации принимают решение о признании физлица бенефициарным владельцем клиента.

Клиентом могут владеть как одно, так и несколько физлиц (в т. ч. родственники). В последнем случае организация должна рассматривать каждого из физлиц в качестве бенефициарного владельца.

Если бенефициарный владелец клиента-юрлица не выявлен, то таким владельцем признается единоличный исполнительный орган данной организации. Указаны особенности заполнения решения о признании и анкеты (досье) клиента в таких случаях.

В правила внутреннего контроля рекомендуется включать основания для признания физлица, единоличного исполнительного органа бенефициарным владельцем, перечень мер (процедур), направленных на выявление и идентификацию, порядок принятия решения о признании, правила фиксирования сведений, полученных в результате идентификации, и др.

Закон не содержит изъятий в отношении требования по идентификации в зависимости от уровня риска клиента или суммы операции.

Для идентификации можно предпринимать такие меры как включение в договор обязанности клиента представлять в организацию сведения о бенефициарных владельцах, анкетирование клиентов, изучение учредительных документов клиентов-юрлиц, устный опрос клиента с занесением данных в анкету (досье), использование внешних источников и др.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70483694/

Кто такой бенефициар простыми словами

Бенефициарным владельцем является единоличный исполнительный орган это

Конечный бенефициар это так называемый приобретатель выгоды благодаря его участию в начальном капитале и дальнейшем обороте компании.

Степень его выгоды зависит от изначального денежного оборота организации и объема имеющихся у собственника процентов в уставном капитале.

Обсуждаемый статус определен законодательно, а факт его присвоения должен отображаться с отчетности для налоговых и прочих контрольных органов.

Кто такой выгодоприобретатель и чем он отличается от бенефициарного владельца

Поскольку речь ведется о владении бенефициаром активами компании (в денежном или акционном эквиваленте), то его разрешается обозначить и как выгодоприобретателя.

Тематика мошеннических действий с финансами раскрывает понятие или слово «бенефициар» именно в качестве основного лица, получающего выгоду.

Таким образом, бенефициарный собственник всегда выступает и конечным получателем выгоды.

Обязанности финансовых организаций по вопросу операционных действий участников цепочки включая конечных бенефициаров:

  • производить изначальную идентификацию бенефициарных собственников юридических лиц, вычленяя их из числа прочих управленцев;
  • ежегодно прослеживать обновление информации по бенефициарам;
  • при возникновении сомнений о достоверности имеющейся информации – уточнять ее в течение недели;
  • представлять в трехдневный срок уполномоченному учреждению информацию по операциям: виду операции, сумме и датировке ее исполнения, сведения об альянсе всех участников.

Приобретатель выгоды не всегда выступает бенефициаром (основное требование для получения статуса «бенефициар» — объем капиталовладения от 25 %). Номинально управленцем компании может быть один человек. При этом основной выгодоприобретатель (бенефициар) скрыт. Именно из-за этого столь актуально выявление бенефициаров, которые могут совсем не участвовать в жизни юридического лица, владея им.

Кому необходимо знать конечного бенефициара

ФСБ, органы росфинмониторинга и антимонопольная служба интересуется всей цепочкой главенствующих фигурантов компании.

При возникновении острой необходимости данные органы желают в рамках закона получать справку о бенефициарах с отсрочкой в 5 дней.

Информацию следует представлять с помощью электронного сервиса (возможно на носителе: диск, флэшка). При обнаружении ошибки на исправление дается еще трое суток.

Представляемые сведения о конечных бенефициарах:

  1. ФИО.
  2. Гражданство.
  3. Датировка рождения
  4. Нумерация и сведения из паспорта.
  5. Информация по миграционной карте при ее наличии.
  6. Разрешение на пребывание в России при отсутствии российского гражданства.
  7. Адрес регистрации по паспорту или отдельному бланку (временная прописка).
  8. ИНН.

Открытым остается вопрос о том, кто подает в указанные выше органы необходимые сведения о цепочке. В ответственность самого бенефициара это не входит.

Однако, раскрывать эти сведения предстоит самой компании, а также работающими с ней финансовыми учреждениями. До 2016 года круг лиц, обязанных предоставлять сведения, был намного уже.

В соответствии с 115 ФЗ о противодействии незаконной легализации финансов.

Однако, благодаря 215 ФЗ (внесшему коррективы в 115 ФЗ) такое обязательство возложили на всех без исключения юридических лиц. Информационное письмо Росфинмониторинга, комментирующее такое нововведение, подтверждает содержание закона и отдельно статей относительно цепочки собственников организаций.

Цепочка действий для вычисления такого лица, как конечный бенефициар:

  1. Выявляется последовательность участия одной организации в другой.
  2. Высчитываются доли такого прямого участия.
  3. Калькулируется сумма долей прямого участия одной организации в другой.

Кому нет необходимости афишировать сведения о бенефициарах:

  • госструктуры (в том числе на федеральном и на территориальном уровне);
  • некоммерческие государственные фонды (вне бюджета);
  • российские организации, оперирующие суммами менее 15-ти тысяч рублей по единичным процедурам;
  • российские корпорации или организации, процентов активов которых принадлежит следующим субъектам: РФ, субъекты России, муниципальные образования;
  • международные компании;
  • иные страны или их обособленные административные территории (если ни имеют собственную правоспособность);
  • субъекты, выпускающие ценные бумаги (допущенные к торгам, раскрывающим информацию о данных бумагах);
  • иностранные компании, ценные бумаги которых пропущены на зарубежную биржу с учетом требований ЦБ;
  • зарубежные корпорации без образования юрлица, форма которых не предполагает конечного бенефициарного собственника как такового (в том числе в лице исполнительной ячейки).

Если юридическое лицо не в состоянии выявить конечного бенефициарного владельца по прошествии всех необходимых для этого процедур, то оно передает информацию в запрашиваемые надзорные органы и федеральные службы документальные подтверждения всех осуществленных действий по данному вопросу. Здесь подразумеваются запросы учредителям, собственникам и т.д.

Неисполнение юрлицом внеплановых работ и плановых обязательств по выявлению, хранению и передаче данных о конечных бенефициарных собственниках влечет административное наказание (штрафное санкционирование). Последнее осуществляется с учетом статьи 14.25.1 КоАП: должностные лица — от 30 до 40 тысяч рублей, юридические лица — от 100 до 500 тысяч рублей.

Роль выгодоприобретателя при выплатах

Если идет речь о получении компенсаций при наступлении каких-либо гарантийных и страховых случаев, то конечным получающим выплаты лицом является выгодоприобретатель.

При этом он может являться конечным бенефициаром или же нет.

Что же касается распределения дохода между бенефициарными и обычными выгодоприобретателями юрлица, то эта процедура зависит от внутренних и законодательных нормативов.

Если затрагивать тему выплат выгодоприобретателю в цепочке собственников и управленцев компании (в том числе бенефициаров), то их размер также напрямую зависит от перечня осуществляемого ими функционала. Если они не только номинальные владельцы, но и исполняют функцию управленцев, то причитающиеся им дивиденды могут быть еще выше.

Конечная выплата выгодоприобретателям складывается из процентного соотношения их части уставного капитала и исполняемых ими должностных функций в компании. Однако, как правило, доход (или выплаты на руки) конечным бенефициарным собственникам выше, чем у прочих фигурантов в управленческой цепочке. Это еще один повод для из выявления и отслеживания действий.

Принципал и бенефициар в банковской гарантии

Банковская гарантия в виде специфичного документа, подписываемого сторонами финансовых отношений, обеспечивает исполнение их обязательств. При этой сделке действуют три фигуранта, включая бенефициаров.

В списке присутствует гарант, принципал и бенефициар. Если бенефициар всегда является заказчиком, то принципал исполнителем.

При этом гарант в соответствии со своим наименованием гарантирует обоюдное исполнение обязательств.

Именно принципал обращается в кредитно-финансовое учреждение за заключением банковского гаранта и при этом берет на себя обязательства перед бенефициаром. То есть последний оказывается в этой ситуации заказчиком услуг, а принципал — их исполнителем. Банк же в этих правоотношениях выступает гарантом, обеспечивающим обговоренную выплату денежных средств, при наступлении гарантийного случая.

Таким образом, банк и иные кредитно-финансовые учреждения выступают в роли страхующих агентов, которые руководствуются гарантийными случаями, перечисленными в индивидуальном образце договора с бенефициаром (банковской гарантии). Они могут быть различными в зависимости от специфики ситуации и конкретики сделки между принципалом и бенефициаром.

Оффшоры и бенефициары

Оффшор зачастую выступает иностранным государством или его отдельным регионом, куда упрощен вывод денег и их хранение. Упрощенная система отчетности, низкое налогообложение, система льготирования при обслуживании, скрытие имен бизнесменов и т.д. выгодны для многих российских организаций и их бенефициаров.

Поскольку конечное бенефициарное владение капиталами очень интересно уполномоченным органам для предупреждения мошеннических действий лиц (отмывание и вывод денег через «левые» каналы и финансирование терроризма), то тематика оффшоров здесь крайне актуальна. Наличие стран, принимающих российские финансы в упрощенном порядке, усугубляет преступную картину.

Сугубо российские оффшоры в принципе имеются, но не так широко распространены среди бизнесменов. Для них гораздо логичнее и безопаснее выводить денежные ресурсы за рубеж. В связи с этим российская экономика претерпевает значительные потери. Налоговые и антимонопольные структуры призваны на законном уровне бороться с мошенничеством. На данный момент это реально при полном информировании.

Открытость сведений о собственниках фирм и их операциях не позволяет действовать бенефициарам незаконным путем. Поэтому на сегодняшний день законодатели сосредоточились не на наказании, а предупреждении отмывания путем запроса и обработки информации: в периодичном режиме и в формате внеплановых проверок.

Защита прав бенефициарных владельцев

Особых прав у конечных бенефициаров (наряду с остальными собственниками в цепочке) не предусмотрено. К их обязательствам и полномочиям идентичным образом относится владение и управление своим пакетом организационных активов. Ограничения по этим действиям определяются для всех перечисленных фигурантов в уставе предприятия.

Основные права конечных бенефициаров в цепочке собственников и управленцев:

  • распоряжение своей долей;
  • ание на общих собраниях;
  • выдвижение представителей в совет директоров и в счетную комиссию;
  • контроль работы исполнительного органа.

Защита прав собственников при возникновении недопонимания в цепочке происходит в судебном порядке с привлечением соответствующей документации. Таким образом, права конечного бенефициара аналогичны правам остальных участников цепочки (собственников и управленцев), а также гарантам обычных российских граждан (так как простыми словами бенефициар это физическое лицо).

Бывают ли организации без выгодоприобретателей

Организации без выгодоприобретателей возможны на общественных и гражданских началах (например, различные фонды помощи, где люди трудятся безвозмездно). Мертвые фирмы, имеющие номинальный счет, но не выполняющие своего организационного функционала, по идее могут иметь бенефициара. Однако, при отсутствии бизнес оборота и дохода сложно говорить о приобретении выгоды кем-либо.

По идее все собственники могут признаваться бенефициарами при владении ими большого процента активов. Выгодоприобретатели без статуса бенефициара тогда отсутствуют вовсе. Например, если собственников 2 и они владеют активами в таких соотношениях: 40/60, 50/50 и т.д. значения не обязательно должны быть ровными. Допустимы и десятые доли процентов.

Если же вести речь про невозможность выявления выгодоприобретателя в статусе конечного бенефициара (после проведения всех законных процедур для его определения) им автоматически признается исполнительный орган ООО. Этот норматив регламентируется указанным ранее 115 ФЗ в пункте 1 статьи №7.

Оффшор как кошелек бенефициара

Источник: https://myjus.ru/commercial-law/kto-takoj-beneficiar/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.