Безработными считаются граждане

Содержание

Понятие безработного гражданина

Безработными считаются граждане

В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней.

Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.

В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.

Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.

Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет.

Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет.

Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ “О занятости населения в Российской Федерации” в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст.

63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст.

5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации”. В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.

Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым.

Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином.

Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.

В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года N 458.

Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных.

Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости – регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст.

3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия “первичная регистрация безработных граждан” напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст.

3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации”, который имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с целью поиска подходящей работы.

В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы.

К их числу относятся: 1) справка о среднем заработке (доходе, денежном довольствии) за последние три месяца занятости; 2) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 3) трудовая книжка или иной документ, подтверждающий трудовой стаж; 4) документы, удостоверяющие профессиональную квалификацию.

Впервые ищущие работу (ранее не работавшие), не имеющие профессии (специальности) предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, а также документ об образовании. После предоставления перечисленных документов у гражданина возникает право на регистрацию в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. В свою очередь, у соответствующего органа службы занятости возникает корреспондирующая данному праву обязанность по проведению такой регистрации.

В-четвертых, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного, относится готовность гражданина приступить к подходящей работе. Отказ гражданина от трудоустройства служит основанием для лишения его статуса безработного, за исключением случаев, когда предлагаемые гражданину варианты трудоустройства не являются для него подходящей работой.

Возложение на гражданина обязанности трудоустроиться на подходящей работе как условия его признания безработным не может рассматриваться в качестве нарушения принципа свободного распоряжения своими способностями к труду, который закреплен в ст. 37 Конституции РФ.

Гражданин получает статус безработного в силу того, что полномочные органы не могут обеспечить его подходящей работой и по этой причине он лишается возможности получить средства для существования.

Отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе свидетельствует об исполнении органами службы занятости своей обязанности по предоставлению гражданину подходящей работы. Тогда как гражданин вправе отказаться от любого варианта трудоустройства, то есть свободно распорядиться своими способностями к труду.

Отказ от реализации права на трудоустройство не может влечь возникновения корреспондирующей данному праву обязанности. Например, закрепленной в ст. 37 Конституции РФ обязанности по выплате заработной платы.

Корреспондирующей праву на трудоустройство гражданина на подходящей работе является и обязанность органов службы занятости зарегистрировать гражданина с целью поиска подходящей работы. Естественно, отказ от реализации данного права влечет отсутствие обязанности у органов службы занятости проводить указанную регистрацию.

В связи с изложенным условие о готовности гражданина приступить к подходящей работе как атрибут для его признания безработным не может рассматриваться в качестве ограничения права гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду. Ведь отказ гражданина от трудоустройства на подходящей работе не влечет для него неблагоприятных последствий. Поэтому трудоустройство остается правом, а не обязанностью гражданина. Однако отказ от его реализации не может влечь возникновение корреспондирующих данному праву обязанностей.

В-пятых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие препятствий для признания гражданина безработным. В п. 3 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” дан исчерпывающий перечень обстоятельств, доказанность которых служит основанием для отказа в признании гражданина безработным.

В соответствии с названной нормой безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста. Как уже отмечалось, на основании ст. 63 ТК РФ трудоспособными могут быть признаны и лица, которые не достигли возраста 16 лет. В силу чего у них возникает право требовать признания за ними статуса безработного гражданина.

Безработными не могут быть признаны граждане, которым в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации назначена пенсия по старости (по возрасту, за выслугу). Хотя эти лица не осуществляют деятельность, но они имеют доход в виде государственной пенсии.

В связи с чем они не вписываются в перечень обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработного гражданина. Следует заметить, что основанием для отказа в признании гражданина безработным является получение им пенсии на основании федерального законодательства.

Получение пенсии в соответствии с региональным законодательством не является основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. Основанием для такого отказа в п. 3 ст.

3 названного Закона указан отказ гражданина в течение 10 дней со дня регистрации в органах службы занятости с целью поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), – отказ от получения профессиональной подготовки или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды. Перечисленные виды отказа гражданина также свидетельствуют о нежелании воспользоваться правом на трудоустройство или обучение. Соответственно не возникает и корреспондирующая данному праву обязанность по признанию гражданина безработным. К числу оснований для отказа в признании гражданина безработным относятся его неявка без уважительных причин в течение 10 дней со дня регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения подходящей работы, а также неявка в срок, установленный органами службы занятости, для регистрации его в качестве безработного. Нельзя не заметить, что отказ гражданина от явки в органы службы занятости без уважительных причин при наличии двух вариантов подходящей работы равнозначен отсутствию желания реализовать право на трудоустройство. Поэтому использование данного основания для отказа в регистрации гражданину в качестве безработного не противоречит правовому понятию безработного гражданина. Тогда как неявка на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы не вытекает из правового понятия безработного гражданина в качестве основания для отказа в признании его безработным. Процессуальное законодательство не позволяет ограничить права и свободы человека и гражданина, в том числе в сфере занятости, по одним формальным соображениям.

В связи с чем неявка гражданина на регистрацию в качестве безработного при отсутствии вариантов подходящей работы как основание для отказа в его регистрации безработным вступает в противоречие с правовым понятием безработного гражданина. Следовательно, должно применяться общее понятие, которое не позволяет отказать гражданину в регистрации в качестве безработного по формальным соображениям.

Основанием для отказа в регистрации в качестве безработного в п. 3 ст. 3 Закона РФ “О занятости населения в Российской Федерации” названо осуждение судом к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы. В данном случае гражданин становится занятым на основании приговора суда, что исключает возможность для его признания безработным.

Последним препятствием для признания гражданина безработным в рассматриваемом Законе названо предоставление им документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также предоставление других недостоверных данных для признания безработным.

Указанные документы должны влиять на доказанность обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина. Например, гражданин может скрыть факт получения им пенсии за выслугу лет на основании федерального законодательства. Данный факт исключает возможность признания гражданина безработным.

В связи с чем непредставление гражданином документа о получении данной пенсии является законным основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного. В этом случае гражданин получает доход, что не позволяет признать его безработным.

Сведения, которые не влияют на признание гражданина безработным, не могут стать законным основанием для отказа в регистрации в качестве безработного гражданина.

Таким образом, предоставление недостоверных документов и данных может стать основанием для отказа в регистрации гражданина в качестве безработного только тогда, когда содержащиеся в них сведения опровергают рассмотренные обстоятельства, доказанность которых позволяет признать гражданина безработным. Нами рассмотрены обстоятельства, доказанность которых не позволяет принять решение о признании гражданина безработным. Напомним, что перечень этих обстоятельств определен в Законе РФ “О занятости населения в Российской Федерации” исчерпывающим образом.

Доказанность рассмотренных обстоятельств, входящих в правовое понятие безработного гражданина, влечет возникновение у него права на получение статуса безработного. Данному праву корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости по предоставлению гражданину статуса безработного.

Учебник “Трудовое право России” Миронов В. И.

Источник: https://hr-portal.ru/article/ponyatie-bezrabotnogo-grazhdanina

Правовой статус безработного, определение понятия, правила выплаты пособия

Безработными считаются граждане

Под определением “безработный” подразумевается гражданин РФ, который по каким-либо независящим от него причинам утратил свою работу.

Если говорить простыми словами – то все просто, утратил работу, обратился в центр занятости и стал на учет по безработице.

Если говорить о законодательных актах, регулирующих этот вопрос, то они следующие:

  • Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение социальной помощи безработным гражданам;
  • Трудовой Кодекс, в котором четко закреплены понятия безработного и официально неработающего гражданина;
  • Федеральный закон РФ “О занятости населения”.

В этом законодательстве четко указано что безработный, который стал на учет в территориальный центр занятости, имеет право на получение пособия и другие льготы.

На протяжении какого времени выплачивается компенсация безработному

Компенсация безработному будет перечисляться до момента нахождения подходящей вакансии и трудоустройства его на новую работу. Однако, общий срок выплаты не превышает 1 года в суммарном исчислении на протяжении полутора лет (кроме некоторых особых случаев).

Региональные власти имеют право на утверждение более продолжительных сроков выплаты или на увеличение периода выплат при соблюдении каких-либо условий. Тогда деньги на пособие выделяются из регионального бюджета.

Период начисления компенсации увеличивается сверх 1 года на 2 недели за каждый год осуществления трудовой деятельности, превышающий требуемый страховой стаж, лицам с трудовых стажем, достаточным для назначения пенсии по возрасту. В такой ситуации срок произведения выплат не может оказаться больше 2 лет в суммарном исчислении на протяжении 3 лет. Данной категории лиц Центр занятости может предложить досрочный выход на пенсию, если:

  • до назначения пенсии осталось не более 24 месяцев;
  • не было перерыва в работе продолжительностью более 1 года на протяжении последних 5 лет;
  • человек согласен на досрочную пенсию.

Кто может быть признан безработным, а кто нет

По сути, безработным может быть признан любой гражданин РФ, у которого отсутствует ежемесячный доход.

https://www.youtube.com/watch?v=9saQs8fmrOk

Отсутствие заработка – что под ним подразумевается? Как показывает практика, под этим понимается отсутствие заработной платы, выходного пособия, и сохранения средней зарплаты по причине увольнения с предприятия по факту его ликвидации либо же сокращения численности.

Безработным может быть признан любой гражданин РФ, который в течение 10 календарных дней с момента постановки на учет в центр занятости населения не смог отыскать для себя официального места работы. По истечении 10 дней – безработному присваивается этот статус с первого дня постановки на учет.

Но при этом есть некоторые нюансы. Не все могут быть признаны безработными. В частности речь идет о таких гражданах:

  • наличие возраста меньше 16 лет;
  • достижение пенсионного возраста при установлении факта получения пенсионных выплат;
  • на протяжении первых 10 дней отказался больше 2 раз от предоставленных сотрудниками центра занятости свободных вакансий, которые подходят по его специальности/должности. В том числе здесь речь идет и о временной работе, но по его специальности;
  • обратились в центр занятости до момента своего оформления на первую работу и при этом больше 2 раз отказались от курсов профессиональной подготовки, которые необходимо было пройти для повышения своей квалификации, и как следствие, моментального трудоустройства;
  • не явились в указанный срок после постановки на учет в центр занятости для “отметки” по причинам, которые не считаются уважительными и им был поставлен прогул. Здесь нужно понимать, что поход в оговоренные сроки в центр занятости это тоже работа, которую прогуливать нельзя;
  • не явились в указанный сотрудниками центром занятости населения срок для постановки на учет в качестве безработного;
  • предъявил ложные документы либо же банально этот перечень признан не полным;
  • граждан признали таковыми, как получающими доход от осуществления трудовой деятельности (например, он работает по договору и это стало известно сотрудникам центра занятости).

Статус безработного в трудовом законодательстве

ФЗ № 1032-1—ФЗ, регламентирующий основные регламенты по занятости граждан, в статье 3 указывает на определение статуса для безработных. Согласно законодательству гражданин должен соответствовать ряду характеристик.

Если не выполняется любое из правил и условий, которые установлены федеральным законодательством, то гражданин лишается статуса, а также соответствующих привилегий. Получается, что для того, чтобы стать официально безработным требуется соответствие всем характеристикам.

Характеристики:

  • наличие трудоспособности в силу возрастной категории и дееспособности. Данный момент относится к условию ограничения возраста в пределах трудоспособного возраста. Дополнительно лицо должно быть дееспособно. Это правило актуально для инвалидов, в частности 1 и 2 групп, то есть нельзя одновременно иметь полноценное ограничение по труду и получать пособие;
  • нет трудоустройства и заработка. В качестве заработка подразумевают все выплаты официального характера, которые связаны с трудом. Исключением считают выходное пособие или сохраняемый заработок, который был получен после сокращения или ликвидации организации;
  • поиск работы подходящего типа. Подходящим вариантом считают место трудоустройства, которое будет находиться в месте проживания гражданина, соответствует навыкам и специальности, а также состоянию здоровья и условиям прежнего места труда. Важно учитывать, что работа может быть как временной, так и постоянной, а также иметь половинную ставку. На практике рассматриваются почти все возможные места по трудоустройству, то есть гражданин обязан появляться на собеседованиях и не отклонять все предложения;
  • есть регистрация в органе службы занятости. При оформлении потребуется предоставление документации с прежнего места трудовой деятельности.

Статус позволяет не только получить соответствующие для категории безработных права или обязанности, но и ряд важных гарантий от государства.

Пособие

Согласно действующему законодательству, безработный, который стал на учет в центр занятости населения по причине ликвидации либо же сокращении штата сотрудников, то ему будет начислено пособие в размере:

  • первые 3 месяца – 75% от средней заработной платы безработного;
  • следующие 4 месяца – 60% от средней зарплаты;
  • последние 5 месяцев – 45%.

Стоит обратить внимание, что минимальная сумма пособия по безработице составляет 850 рублей. Но при этом, сума может быть увеличена исключительно от региона проживания конкретного человека путем умножения минимального пособия на районный коэффициент, который в каждом регионе сугубо индивидуален. Наибольший коэффициент в регионе Крайнего Севера.

Бесплатное обучение

Каждый безработный человек в нашей стране, имеет право при постановке на учет в центр занятости населения воспользоваться возможностью и бесплатно пройти обучение по определенной специальности.

Если говорить о преимуществах такого обучения, то они заключаются в следующем:

Источник: https://xn--80aajrcjbjmedh4bq.xn--p1ai/semya/prava-i-obyazannosti-bezrabotnogo.html

Какие граждане по закону считаются безработными?

Безработными считаются граждане

— Организация бизнеса — Кадры — Биржа труда — Правовой статус безработного

Правовой статус безработного в России наделяет гражданина определенными дополнительными социальными гарантиями, призванными исправить его положение.

Порядок и условия признания гражданина безработным строго регламентированы – для получения данного статуса необходимо пройти через определенную процедуру.

Однако о том, как получить статус безработного в центре занятости, знает далеко не каждый российский гражданин, что зачастую лишает подобных людей возможности получить поддержку от государства.

Правовой статус безработного – что это такое

Прежде чем рассматривать, что представляет собой правовой статус безработного, необходимо определить непосредственно понятие безработного гражданина. С точки зрения российского законодательства и общемировой практики, безработным считается человек, который:

  • Не имеет официального места работы. В этом случае, однако, следует понимать, что неофициальное трудоустройство подобного человека может привести к потере статуса безработного по причине нарушения законодательства.
  • Не занимается предпринимательством. В данном случае под ведением предпринимательской деятельности подразумевается именно управление предприятием в роли директора или иной должности, или наличие статуса индивидуального предпринимателя. Учредителем, акционером безработный быть может при условии, что он не получает доход от этого статуса.
  • Имеет определенный правовой статус и состоит на учёте в органах занятости. Состояние на учете в органах занятости является ключевым требованием для признания человека безработным. При этом также поддержание данного правового статуса требует соблюдения некоторых иных правил, регламентированных законодательством.
  • Заинтересован в избавлении от данного статуса и в поиске работы. Если человек просто не работает, не имеет дохода и не стремится получать государственную поддержку, он не считается безработным.
  • Является трудоспособным. То есть – имеет как правовые, так и физические возможности заниматься трудовой деятельностью.

Соответственно, правовой статус безработного не предоставляется гражданам РФ по умолчанию. Его необходимо получить путем соблюдения определенных процессуальных процедур.

Порядок признания безработным – правовая база

Правовая база, регламентирующая порядок признания граждан безработными, их обращения для постановки на учет, получения определенных прав и обязанностей, связанных со статусом безработного, является достаточно простой. Большую часть аспектов данных взаимоотношений регулирует закон РФ №1032-1 от 19.04.1991.

В частности, он дает полное описание понятия занятости, статуса безработного и устанавливает основные принципы правового регулирования всех аспектов занятости населения.

Однако помимо данного закона вопросы, связанные со статусом безработного, регламентируются также следующими нормативно-правовыми документами:

Источник: https://delatdelo.com/organizaciya-biznesa/pravovoj-status-bezrabotnogo.html

О статусе безработного – как получить признание безработным в центре занятости

Человек, который не работает вовсе не обязательно считается безработным. Безработный – вполне определённое юридическое понятие и человек признаётся таковым только при соблюдении определённых условий. Чтобы считаться безработным, гражданин должен:

  • быть трудоспособным;
  • не иметь работы (то есть не числиться работником ни в каких организациях, не быть индивидуальным предпринимателем и т.д.);
  • желать устроиться на работу и быть готовым приступить к ней в любой момент;
  • быть зарегистрированным в службе занятости с целью поиска работы.

Порядок признания гражданина безработным

Сразу следует определиться: с точки зрения закона, да и общечеловеческих понятий, безработный – это не бездельник, который на халяву получает деньги от государства, а человек, по каким-то причинам временно оставшийся без работы, и искренне пытающийся такую работу найти. Таким образом, корректно будет говорить не о регистрации в центре занятости в качестве безработного, а о регистрации в целях поиска подходящей работы.

Для такой регистрации, гражданин должен предоставить следующие документы (при их наличии):

  • паспорт;
  • документы об образовании и профессиональной квалификации;
  • трудовую книжку;
  • справку о среднем заработке за последние три месяца.

В некоторых случаях, например, если речь идёт о поиске работы для инвалида, могут понадобиться дополнительные медицинские документы.

Центр занятости должен в течение 10 дней со дня обращения и регистрации подыскать гражданину предложения по трудоустройству. Если же подходящей работы в течение этого срока найдено не было, то гражданин признаётся безработным с момента регистрации.

В дальнейшем, служба занятости продолжает искать подходящие вакансии, выплачивает гражданину пособие, в некоторых случаях предлагает пройти профессиональное обучение или переподготовку.

Гражданин, же обязан в это время периодически являться в ЦЗ, проходить своевременную перерегистрацию, учиться на предлагаемых курсах, в общем – подтверждать своё желание найти работу.

При соблюдении перечисленных условий, отказать в регистрации с целью поиска работы и в признании безработным служба занятости не может, за исключением чётко оговоренных ситуаций. Так не могут быть признаны безработными пенсионеры по старости, студенты или учащиеся, лица не достигшие 16 лет, осуждённые и т.д.

Что даёт статус безработного?

Что же даёт статус безработного? Во-первых, и, собственно, главных – государство помогает ему найти работу, получить или повысить квалификацию.

Во-вторых, если процесс поиска работы затягивается, всё это время безработный получает пособие по безработице.

В-третьих, период нахождения в статусе безработного, идёт в непрерывный трудовой стаж, хотя взносы в ПФ с пособия и не производятся.

Максимальный срок выплаты пособия составляет 24 месяца (в тех случаях, когда работник до увольнения с последнего места работы проработал там непрерывно и на полной ставке не меньше полугода плюс две недели); в остальных случаях максимальный срок выплаты пособия составляет 12 месяцев.

Размеры пособия при этом привязаны к размеру заработной платы, которую гражданин получал на последнем месте работы. Первые три месяца пособие будет составлять 75%, следующие четыре месяца – 60%, а в дальнейшем – 45% от среднемесячного заработка.

Вместе с тем, размеры пособия ограничены как минимальной, так и максимальной величиной. В 2014 году минимальная величина пособия по безработице составила 850 рублей, а максимальная – 4900 рублей.

Указанные нормативные величины при этом ещё увеличиваются с учётом районного коэффициента в конкретной местности.

О злоупотреблениях

Возможность получать деньги от государства, не очень при этом напрягаясь, естественно, привлекает помимо добросовестных граждан, реально ищущих работу, и множество мелких жуликов.

Основные нарушения с этой сфере общеизвестны: получение пособия по безработице гражданами, которые параллельно работают на какой-нибудь работе по «серой» схеме по гражданско-правовым договорам или вообще без какого-либо оформления документов.

Известны случаи, когда «олигархи» местного разлива устраивали к себе на фиктивную высокооплачиваемую работу своих жён или других родственников, а после получения ими справок о среднем заработке, увольняли и те оформлялись в качестве безработных. Существует и масса менее замысловатых нарушений закона: подделок справок о средней заработной плате, записей в трудовых книжках и т.д.

Похожие материалы по теме:

Источник: https://xn--d1aac6a1e.xn--p1ai/blog/law/942.html

Источник: https://businessizakon.ru/kto-schitaetsya-bezrabotnym-po-rossijskomu-zakonodatelstvu.html

Закон о безработице в 2019 году

Нестабильная экономическая ситуация влияет на уровень безработицы в стране. Согласно последним данным, в России остаются нетрудоустроенными около 5% населения. Их права и государственную поддержку регламентирует закон о безработице в 2019 году.

Фз о занятости населения 2019 года: официальный текст

Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.

Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:

  • в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
  • 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
  • в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
  • 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
  • 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
  • в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
  • 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.

Источник: https://advokat144.com/kakie-grazhdane-po-zakonu-schitayutsya-bezrabotnymi/

Порядок и условия признания гражданина безработным, оформление статуса

Безработными считаются граждане

Порядок и условия признания гражданина безработным предусматривает необходимость совершения определенных действий, чтобы стать неработающим. Получить статус может лицо, которое не лишено способности к труду. В силу сложившихся обстоятельств он утратил работу и зарплату, однако, готов начать трудиться в любое время.

Условия

Для получения рассматриваемого статуса человеку требуется зарегистрироваться в ЦЗН. Целью регистрации является поиск новой организации для работы. Человек с помощью центров подыскивает работу. Приступить к труду он может в любой момент. Чтобы признать лицо безработным, нужно учитывать условия:

  • достижение определенной возрастной группы (16 лет);
  • в соответствии с законом не назначены пенсионные выплаты;
  • человек признан инвалидом первой группы.

Закон указывает, что некоторые лица не получают статус неработающего. Компетентный орган принимает решение относительно признания граждан безработными.

Обратиться нужно по месту, где зарегистрирован заявитель. Сотрудникам центров занятости отводиться одиннадцать дней на вынесение решения.

Отсчет начинается, когда человеком представлена необходимая документация сотрудникам ЦЗН. Бумаги подтверждают:

  • личность человека;
  • то, что гражданин не работает;
  • размер среднего заработка, получаемого по прежнему месту работы;
  • наличие квалификации.

При отсутствии у лица специальности – он приносит в органы занятости документацию, посредством которой подтверждается личность заявителя и уровень образования.

Для получения надбавок требуется представить бумаги, подтверждающие совместное проживание с иждивенцами.

Если гражданином представлена документация, включающая ложные данные относительно прекращения трудовых отношений и размера заработка – статус не присваивается. Не устанавливается ответственность за предоставление такой информации в ЦЗН.

Безработными считаются люди, для которых не нашлось подходящей работы. Найти новое место труда нужно за десять дней. Если этого не произошло – человек считается неработающим.

Предоставляется два варианта для трудоустройства. Среди них гражданин выбирает, куда пойти работать. Подходит этот вариант, оценивается по критериям:

  1. По профессии. Работа должна отвечать проф.пригодности гражданина. Учету подлежит уровень его подготовки. Для определения этого фактора сотрудники ЦЗН изучают документацию, отражающую образование и опыт работы человека.
  2. Имущественный. Работа, которая предложена гражданину, должна соответствовать условиям, которые разработаны в организации, где он трудился. Это в том числе касается зарплаты. Вне зависимости от того, какой заработок имел человек, подходящей считается оплата на уровне минимума, установленного в субъекте.

Работа может предоставляться временная или постоянная. Это не скажется на получении указанного статуса.

Как признается?

Чтобы встать на учет в указанном органе нужно собрать документы, указывающие на размер заработка. В ходе определения общей суммы заработка не подлежат учету:

  • выходные пособия;
  • зарплата, которая сохраняется если человек увольняется по причине прекращения деятельности компании.

Подобные правила применяются в той ситуации, когда расторжение трудовых отношений произошло в результате сокращения штата на предприятии. Человеку выплачивается на протяжении определенного времени средний заработок. В актах, изданных Правительством, отражен порядок для признания человека неработающим. Чтобы стоять на учете потребуется посетить ЦЗН и представить документацию.

Иногда люди приносят документ, где отражен размер зарплаты в валюте другой страны. В этой ситуации сотрудникам ЦЗН потребуется перевести сумму на рубли. Учитывается курс, действующий на момент расторжения договора с человеком.  Если за десять дней не удалось найти новое место работы – человек признается неработающим. Статус присваивается с даты, когда им подана документация в ЦНЗ.

Если в службу занятости обращается лицо, признанное инвалидом, ему необходимо представить программу. В соответствии с этим документом проводятся реабилитационные мероприятия. Разработка акта осуществляется индивидуально. Порядок выдачи отражен в правовых актах. Документ закрепляет условия, в которых инвалид сможет трудиться.

Кто не может получить статус?

Положения по признанию лица неработающим не применяются в отношении:

  • граждан в возрастной категории до 16 лет;
  • получателей пенсионных пособий, выплачиваемых при достижении определенного возраста или за выслугу;
  • лиц, отказавшихся вариантов ЦЗН;
  • человека, который раньше не трудился и не обладает специальностью, если он не стал проходил обучение от службы занятости;
  • лиц, которые за десять дней не появились в службе занятости чтобы узнать про предложения о работе;
  • тех, кому судебный орган назначил наказания в форме исправительных работ;
  • граждан, предоставивших ложные сведения;
  • людей, не являющихся в ЦЗН для прохождения регистрационных мероприятий в качестве неработающих.

В эти два варианта, поступивших человеку от центра занятости, включается работа временная либо постоянная. Если человеком получил отказ, он не поставлен на учет как неработающий – гражданин вправе посетить ЦЗН повторно. Чтобы второй раз подать бумаги нужно подождать месяц с момента вынесения отказа.

Оформление

Правительственные акты регулируют вопросы постановки на такой учет. Сотрудники службы занятости оформляют неработающих граждан последовательно.

Изначально происходит первичное оформление людей, которые не трудоустроены. Затем проводятся регистрационные мероприятия граждан, чтобы облегчить им поиск места работы.

Следующая стадия – оформление в порядке признания неработающим. Завершающий этап – перерегистрация неработающих лиц.

На каждой из перечисленных стадий применяется отдельная система учета. Первичная процедура предполагает, что учитывается общее количество неработающих людей. Учитываются лица, обратившиеся в ЦЗН по месту своего проживания. Целью обращения граждан является получение актуальных сведений по вопросам занятости и предоставления необходимой документации. В лист регистрации вносятся сведения:

  • фамилия и инициалы человека;
  • место проживания;
  • половая принадлежность;
  • возрастная категория;
  • образование и специальность;
  • работал ранее или нет.

В ходе консультации человеку предоставляется информация о том, каково положение на рынке труда в интересующей его местности. Специалист ЦЗН сообщает о том, какой средний уровень зарплаты существует в этой области, консультирует в сфере устройства на работу. Человек вправе узнать о том, получится у него пройти курсы по переподготовке или повысить уровень квалификации.

Затем компетентные органы приступают к регистрации граждан, чтобы найти им подходящую работу. Лицо регистрируется сотрудниками ЦЗН там, где проживает человек.

Для этого гражданин обращается в указанную организацию и представить полный пакет бумаг. За десять дней с момента регистрации человеку на предоставляют два варианта для устройства на работу.

Сотрудники службы занятости ищут место работы при помощи информационной базы, проводят мониторинг вакансий в определенной местности.

Неработающему человеку предлагают поучаствовать в работах общественного типа. В этом случае работа оплачивается по установленным тарифам. Для каждого человека, имеющего такой статус, составляется личное дело. В него вносятся записи о вариантах трудоустройства, сведения о прохождении на учебы, выданных направлениях. Отражается ответ человека на ту или иную вакансию.

На следующей стадии начинается регистрация лиц в качестве неработающих. Основанием для этого является решение, принятое специалистами ЦЗН. На вынесение решения этому органу отводится одиннадцать дней.

Учитываются только календарные дни. Датируются регистрационные мероприятия днем, когда сотрудниками ЦЗН принято решение о предоставлении статуса безработного.

На этом этапе процесс нельзя считать оконченным, так как постоянно необходимо пройти перерегистрацию.

Сроки для этого установлены органом, отвечающим за вопросы занятости. Процедура проводится не меньше пары раз за месяц. Если лицо прошло регистрацию на территории, где имеется напряжение на рынке труда – процедуру проводят один раз в месяц.

Обязанности безработных

Если у человека есть права в рассматриваемой сфере, то он наделяется обязанностями. Лица, стоящие на учетах в службе занятости, обязаны соблюдать определенные требования:

  • появляться в центре занятости в сроки и время, установленные специалистами ЦЗН, чтобы пройти перерегистрацию;
  • проявлять активность для трудоустройства;
  • если гражданин заболел – необходимо оформить больничный;
  • приходить на переговоры в организации, куда выдано направление;
  • сообщать сотрудникам ЦЗН о наступлении ситуаций, в которой человек утрачивает право на получение пособий.

При посещении центра занятости при себе нужно иметь документ, посредством которого удостоверяется личность человека. Приходить необходимо дважды за месяц. Требование, касающееся проявления активности в отношении трудоустройства, заключается в том, что человек рассматривает предложения ЦЗН, самостоятельно подыскивает работу.

Если заболели родственники соискателя, за которыми он ухаживает – потребуется представить соответствующую справку. Права на пособия утрачиваются, если граждан находит работу или выходит на заслуженный отдых, меняет место проживания. При одновременном получении лицом выплат от ЦЗН и зарплаты – это рассматривается как мошенничество. В этой ситуации человека привлекают к ответственности.

Центр занятости отводит три дня на то, чтобы гражданин обратился к работодателю после получения уведомления от ЦЗН. Для беременных, стоящих на учете, разработаны правила относительно получения пособий. Женщина уходит в декрет, начиная с тридцатой недели беременности. Для этого ей нужно взять больничный лист в поликлинике, где она стоит на учет.

Государством предусмотрены гарантии в рассматриваемой сфере. Они имеют материальное выражение. Выступают в качестве мер социальной поддержки от государственных органов. В законе отражен полный перечень гарантий:

  1. Пособие. Размер этой выплаты зависит от того, какую зарплату раньше получал человек. На выплате сказывается стаж гражданина.
  2. Стипендия. Эту выплата предназначена для человека, который обучается по направлению от службы занятости. Сотрудники ЦЗН направляют гражданина на подготовку, переподготовку или повышение имеющейся квалификации.
  3. Выплаты за участие в общественных работах. Соискатели принимают в них участие на добровольном начале. Эта выплата может предоставляться человеку в одно время с пособиями.
  4. Осмотр в медицинской организации безработные проходят на безвозмездной основе. Это происходит перед направлением на учебу, устройством на работу.
  5. Граждане и члены их семейства вправе попросить материальную помощь. Потребуется документально подтвердить возникновение сложной жизненной ситуации.
  6. В случае переезда в другое место для работы там человеку возмещаются понесенные расходы. Эта гарантия действует в той ситуации, когда выдано направление сотрудниками ЦЗН.

В некоторых ситуациях расходы возникают в процессе обучения. Они подлежат возмещению, если человек направлен на учебу службой занятости. Пример таких расходов – оплата проезда и проживания в другом населенном пункте.

После трудоустройства гражданина его права и обязанности, гарантии прекращают действие. В этой ситуации учитывается работа любого характера. Они может быть сезонной, временной, выражена в неполном рабочем дне и прочее.

Выплаты по безработице

Данный вид выплат является мерой государственной поддержки. Предназначена для лиц, стоящих на учете в качестве безработных.

Для получения выплаты достаточно стоять на учете в ЦЗН, в то время, когда для других пособий необходимо отвечать определенным условиям. Период, на протяжении которого гражданин получает выплату, ограничен.

Размер выплаты зависит от того, в течение какого времени человек не работал. Учитывается факт того, трудился ли гражданин по направлению, выданному службой занятости.

Если человека уволили из организации в течение 12 месяцев перед тем, как получен безработного, то выплаты начисляются по определенной схеме. На протяжении первых трех месяцев гражданин получает три четверти от средней зарплаты, которую он получал по последнему месту работы. Следующие четыре месяца выплата равна двум пятым от зарплаты. Оставшееся время – 45 процентов.

Постепенное снижение размера выплаты связывается с тем, что человек не должен бездействовать. Он самостоятельно подыскивает новое место работы. Для скорейшего восстановления материального положения необходимо быстро найти работу. За первые три месяца после расторжения трудовых отношений можно подыскать новое место.

Закон устанавливает ограничения относительно предельной и минимальной суммы пособий. В первом случае она не превышает установленного в регионе прожиточного минимума.

Во втором – не может быть менее одной пятой от этой величины. Выплаты чаще всего назначаются не больше, чем на 12 месяцев. Суммарные начисления составляют 1,5 года.

Если за это время человек не подыскал подходящую работу – он вправе повторно обратиться за пособиями.

В этой ситуации сумма не превышает одной пятой от прожиточного минимума. Если человек начинает работать – в соответствии с законом выплаты пособия прекращаются. В это же время происходит снятие человека с учета.

Порядок и условия признания гражданина безработным отражены законодателем. Их необходимо соблюдать при постановке на учет. Реализуется процедура сотрудниками ЦЗН.

В данном видео вы узнаете о том, кто не может быть признак безработным:

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник: https://VyborPrava.com/trud/rabotnik/poryadok-i-usloviya-priznaniya-grazhdanina-bezrabotnym.html

Безработные граждане: понятие, правила регистрации, признание гражданина безработным

Безработными считаются граждане

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

При этом не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно – правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией, сокращением численности или штата.

Порядок регистрации безработных граждан определяется Правительством Российской Федерации.

Порядок регистрации безработных. Регистрация осуществляется органами по вопросам занятости населения (ОЗН) по месту их проживания в следующей последовательности: 1.первичная регистрация 2.регистрация в целях поиска подходящей работы. 3.регистрация в качестве безработных

Безработными признаются: трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка.зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу, готовы приступить к работе

Подходящей считается такая работа, в т.ч. временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.

Подходящей не может считаться работа если: 1.связана с переменой места жительства без согласия гражданина 2.условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда 3.предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина по последнему месту работы.

Это положение не распространяется на граждан среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения в данном субъекте РФ. В этом случае подходящей не может считаться работа, если заработок ниже величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

Регистрация безработных граждан осуществляется органами службы занятости по месту жительства в следующей последовательности:

первичная регистрация безработных граждан – осуществляется в целях учета общей численности безработных граждан, обратившихся в органы службы занятости для получения необходимой информации по вопросам содействия занятости без предъявления ими каких-либо документов.

регистрация безработных в целях поиска подходящей работы – безработные граждане предоставляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку, документы, предоставляющие трудовой стаж, удостоверяющие трудовую классификацию, справку о трудовом доходе, справку за последние 3 месяца по последнему месту работы. Инвалиды в дополнение к этим документам предоставляют трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда или индивидуальную программу реабилитации инвалида. Иные граждане, имеющие ограничение трудовой деятельности по состоянию здоровья представляют соответствующие документы. Органы службы занятости в течении 10 дней со дня этой регистрации должны по возможности предложить 2 варианта подходящей работы, включая работу временного характера, а впервые ищущему работу не имеющему профессию специальности – 2 варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы.

регистрация граждан в качестве безработных – граждане предъявляют те же документы, что и на предыдущем этапе. Регистрация гражданина в качестве безработного осуществляется на основании решения органа службы занятости о признании гражданина безработным, принимаемого не позднее 11 дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы.

Безработными не могут быть признаны граждане:

1. не достигшие 16 лет;

2. которым в соответствии с законодательством РФ назначена трудовая пенсия по старости, в т.ч. досрочно, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионном обеспечению;

3. отказавшиеся в течении 10 дней со дня их регистрации в органы службы занятости в целях поиска подходящей работы от 2 вариантов подходящей работы

4. не явившиеся без уважительных причин в течении 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы СЗ для предложения им подходящей работы

5. осужденный по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы

6. представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также другие не достоверные данные для признания их безработными.

Граждане, которым в установленном порядке отказано в признании их безработными имеют право на повторное обращение в органы СЗ через один месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

перерегистрация безработных граждан – граждане признанные безработными обязаны в сроки установленные органами СЗ, но не более 2 раз в месяц проходить перерегистрацию.

Источник: https://cyberpedia.su/4x8264.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.