В каких случаях лицензия может быть аннулирована

Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии — Audit-it.ru

В каких случаях лицензия может быть аннулирована

Согласно пункту 1 статьи 13 Закона о лицензировании приостановление действия лицензии осуществляется лицензирующим органом в случае привлечения лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий к административной ответственности в порядке, установленном КоАП РФ.

Согласно разъяснениям Пленума ВАС РФ (пункт 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 года №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях») приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Оценивая законность решения о приостановлении или аннулировании лицензии, суды должны учитывать, что административный орган при его принятии должен руководствоваться нормами Закона о лицензировании или нормами иных специальных федеральных законов, регулирующих отношения в области лицензирования видов деятельности, указанных в пункте 2 статьи 1 названного Закона, а не нормами КоАП РФ.

В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата.

Таким образом, законодатель ввел два основания приостановления действия лицензии: привлечение лицензиата к административной ответственности без приостановления деятельности (части 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ) и привлечение лицензиата к административной ответственности с приостановлением деятельности (часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ).

В первом случае, при устранении лицензиатом допущенных нарушений лицензионных требований и условий, лицензиат обязан в письменной форме уведомить об этом лицензирующий орган. В предыдущей редакции Закона о лицензировании содержалось положение согласно которой, лицензирующий орган обязан был установить срок для устранения лицензиатом допущенных нарушений.

При этом, такой срок не мог превышать 6 месяцев. Редакция статьи 13 Закона о лицензировании, вступившая в силу 1 июня 2006 года такое положение не предусматривает.

Представляется, что теперь лицензирующие органы не вправе будут устанавливать такой срок, поэтому приостановление действия лицензии в данном случае осуществляется до фактического устранения нарушений.

Во втором случае действие лицензии возобновляется лицензирующим органом со дня, следующего за днем истечения срока административного приостановления деятельности лицензиата, или со дня, следующего за днем досрочного прекращения исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности лицензиата. В данном случае срок приостановления действия лицензии формально определен сроком приостановления деятельности лицензиата.

Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Как видно, Законом о лицензировании оговорено только одно основание аннулирования лицензии – грубое нарушение требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата.

Неустранение же лицензиатом нарушений, не повлекших приостановление деятельности, с 1 июня 2006 года не может влечь аннулирования лицензии.

Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа.

Кроме того, в предыдущей редакции статьи 13 Закона о лицензировании предусматривалась возможность лицензирующих органов самостоятельно аннулировать лицензию в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев государственной пошлины за предоставление лицензии. В действующей редакции такого правомочия лицензионных органов не предусмотрено.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Закона о лицензировании действие лицензии прекращается:

– при ликвидации юридического лица;

– при реорганизации юридического лица (за исключением реорганизации в форме преобразования или слияния при наличии на дату государственной регистрации правопреемника реорганизованных юридических лиц у каждого участвующего в слиянии юридического лица лицензии на один и тот же вид деятельности);

– при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

– по окончании срока действия лицензии;

– при принятии лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании представленного в лицензирующий орган заявления в письменной форме лицензиата (правопреемника лицензиата – юридического лица) о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности;

– по решению суда об аннулировании лицензии.

В отношении деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию статья 13 Закона о лицензировании вступает в силу с 1 января 2007 года.

В отношении видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с иными законами, основания приостановления, возобновления и аннулирования лицензии устанавливаются этими законами и иными нормативно-правовыми актами.

Например, основания приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии и аннулирования в отношении производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены статьей 20 Федерального закона от 22 ноября 1995 года №171-ФЗ.

Более подробно с вопросами касающимися правового регулирования, лицензирования а так же видов деятельности подлежащих лицензированию вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Лицензирование».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/basis/a81/43843.html

Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

В каких случаях лицензия может быть аннулирована
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Аннулирование лицензии и прекращение ее действия

Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации.

Если на протяжении года управляющей компании дважды и более раз назначалось административное взыскание за невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний органа госжилнадзора (ГЖН) по отношению к многоквартирному дому, сведения о подобном доме в результате вынесения соответствующего решения органом госжилнадзора исключаются из Реестра лицензий субъекта Российской Федерации.

Владельцы могут на протяжении двух месяцев после получения уведомления о наявности причин для того, чтобы было произведено исключение из Реестра лицензий, вынести решение о пролонгации деятельности управляющей компании по управлению их многоквартирным домом. В таком случае есть 3 рабочих дня, на протяжении которых следует сообщить о принятом решении в орган госжилнадзора, сделать это следует, отправив заказное письмо с соответствующим заявлением и приложенной копией протокола.

Если произошло исключение сведений о доме из Реестра лицензий, это является основанием для прекращения деятельности организации-управленца.

Лицензия может быть аннулирована исключительно в судебном порядке по подаче соответствующего заявления органом госжилнадзора. Аннулирование может произойти вследствие наличия ряда причин:

  • обнаружен факт искажения предоставляемой информации;
  • было допущено нарушение требований лицензии;
  • предписания ГЖН не выполнялись более двух раз;
  • нарушена процедура выдачи лицензии;
  • выявлены факты невыполнения условий контракта с многоквартирным домом.

Основания аннулирования лицензии

Аннулирование лицензии возможно на основании судебного решения или в результате прекращения деятельности организации. Заявление про аннулирование в судебную инстанцию подает орган госжилнадзора. Причиной для подачи соответствующего заявления является решение лицензионной комиссии.

Несмотря на то, что решение про прекращение действия лицензии выносится судом на основе поданного заявления, судебная инстанция только принимает подобное постановление, а отзывает лицензию непосредственно ГЖН. Иск в суд ГЖН должен основываться на нарушениях управляющей компании, которые были выявлены в результате проверки.

Главным основанием для отзыва лицензии управляющей компании и подачи соответствующего заявления является несоблюдение предписаний, выданных ГЖН.

То есть заявление будет подано, если как минимум два предписания не соблюдены управляющей компанией и/или на нее наложено два взыскания. Также возможно аннулирование лицензии, если в ходе управления домами допускались нарушения требований, количество которых не меньше двух в календарный год.

Лицензия может быть как минимум приостановлена при выявлении несоответствия следующим требованиям:

  • штат управляющей компании не доукомплектован специалистами или их квалификация не отвечает работам, которые выполняются;
  • информация об управляющей компании не отвечает действительности.

Таким образом, основанием для того чтобы лицензия была аннулирована, является исключение из реестра лицензий сведений о МКД, совокупная площадь помещений которых составляет более 15% от совокупной площади всех помещений в домах, за управление которыми отвечал лицензиат на протяжении 12 месяцев, предшествовавшими дате подачи заявления в судебную инстанцию.

Прекращение действия лицензии

Частью 3 статьи 199 Жилищного кодекса России определено, что лицензия прекращает свое действие в связи с ее аннулированием по решению судебной инстанции с момента, когда внесена соответствующая запись в реестр лицензий субъектов России.

 Другие причины для этого указаны в Федеральном законе про лицензирование отдельных видов деятельности. Причины, по которым возможно исключение из реестра лицензий сведений о МКД, обозначены в статье 198 ЖК РФ.

Она определяет, что аннулирование лицензии управляющей компании происходит в следующем порядке:

  • орган госжилнадзора на протяжении 12 месяцев как минимум дважды выдает предписание относительно МКД, управлением которого занимается лицензиат;
  • управляющая компания (лицензиат) игнорирует выполнение предписаний, которые выданы органом госжилнадзора, или подходит к их выполнению ненадлежащим образом;
  • судебная инстанция по заявлению органа госжилнадзора как минимум дважды назначает административное наказание для лицензиата за то, что предписание не выполнено или выполнено ненадлежащим образом;
  • орган госжилнадзора исключает сведения о МКД, по отношению к которому были назначены административные взысканий, из реестра лицензий. Данная процедура производится в порядке и в срок, которые утверждены уполномоченным исполнительным органом власти.

Прекращение деятельности по управлению многоквартирным домом

Управление МКД продолжается до момента, когда:

  • новая организация возьмет на себя обязательства по контракту управления МКД;
  • произойдет государственная регистрация жилищного кооператива или ТСЖ.

На протяжении 15 дней с момента выдачи органом госжилнадзора уведомления про факт аннулирования лицензии органом местного самоуправления созывается общее собрание.

В ситуации если не выбран способ управления или принятое решение не реализовано, структурой местного самоуправления объявляется конкурс на протяжении 3-х рабочих дней.

Если по какой-то причине конкурс не состоялся, контракт может быть заключен без конкурса.

Структура, которая утратила лицензию, обязана на протяжении двух рабочих дней передать документацию технического характера и прочие документы, которые имеют отношение к МКД, новой структуре, которая приняла на себя обязательства по управлению многоквартирным домом.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник: https://advokat-malov.ru/tszh/annulirovanie-licenzii-i-prekrashhenie-ee-dejstviya.html

Приостановление действия и аннулирование лицензии | Студент-Сервис

В каких случаях лицензия может быть аннулирована

Общий порядок осуществления лицензионной деятельности в Российской Федерации предполагает возможность применения к лицензиатам, а также лицам, желающим вступить в лицензионные правоотношения некоторых мер административного принуждения в случае нарушения ими норм лицензионного законодательства в той или иной форме.

Среди таких мер выделяются меры предупредительные (например, отказ в выдаче лицензии по основаниям, предусмотренным законом), меры ответственности (административной, уголовной, гражданско-правовой), а также меры пресечения.

В качестве мер пресечения противоправного поведения субъектов лицензионных правоотношений законодательство о лицензировании предусматривает приостановление действия лицензии, а также аннулирование лицензии.

Однако их применение изначально было сопряжено с определенными трудностями, поскольку указанные санкции не были упомянуты в перечне ст. 24 КоАП РСФСР и, таким образом, их нельзя было отнести к административным взысканиям или мерам административной ответственности.

Приостановление действия лицензии или ее аннулирование невозможно было отождествить также с административным взысканием в виде лишения специального права, поскольку п. 5 ст. 24 КоАП РСФСР определял только три разновидности упомянутого взыскания: лишение права управления транспортным средством, права охоты, а также права на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ не помог разрешению данной проблемы: список административных взысканий, применяемых за перечисленные в Кодексе административные правонарушения не пополнился за счет внесения новых видов.

Ст. 3.2 КоАП РФ также содержит указание на административное наказание в виде лишения специального права, предоставленного физическому лицу, однако его применение, по-прежнему, связано с лишением лишь определенных видов прав, указанных в специальных статьях КоАП РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что действующее административное законодательство не относит приостановление действия и аннулирование лицензий к мерам административной ответственности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

О специальных мерах лицензионной ответственности говорить не приходится, поскольку и приостановление действия, и аннулирование лицензии не возлагают на нарушителей лицензионного законодательства дополнительных обязанностей, а лишь предполагают лишение ранее предоставленного права на осуществление определенного вида деятельности временно  или на постоянной основе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 1994 г. № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности» было предусмотрено отнесения полномочий по приостановлению действия и аннулированию лицензии к ведению лицензирующих органов. Последние, таким образом, самостоятельно выявляли нарушения лицензиатом лицензионных требований и применяли указанные выше санкции.

Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. № 158-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» иначе определил порядок приостановления и прекращения лицензионных отношений.

Обе процедуры рассматривались законодателем в логической последовательности: аннулированию лицензии предшествовало приостановление ее действия на срок устранения выявленных лицензирующим органом нарушений норм лицензионного законодательства.

При этом процедура приостановления действия и аннулирования лицензии, предусмотренная Федеральным законом от 25 сентября 1998 г., отличалась определенной спецификой.

В соответствии с п. 3 ст. 13 указанного закона с заявлением в суд вправе были обращаться не только орган, выдавший лицензию, но и орган государственной власти, выявивший нарушение статуса лицензиата при осуществлении надзорных полномочий, однако, п. 4 этой статьи была предусмотрена возможность аннулирования лицензии по инициативе лицензирующего органа.

Неоднозначное истолкование указанных предписаний едва ли возможно. В последнем случае законом был определен порядок аннулирования лицензии при неустранении лицензиатом нарушений, выявленных выдавшим лицензию органом, т.е. в случае приостановления действия лицензии. Органы государственного надзора и контроля инициировать аннулирование лицензии были не вправе.

При выявлении нарушений государственные органы обязаны были сообщить о них лицензирующему органу, выдавшему лицензию. Порядок осуществления лицензирующими органами надзорных полномочий, в том числе взаимодействия с государственными надзорными и контрольными органами, устанавливался законодательством РФ и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/priostanovlenie-dejstviya-i-annulirovanie-litsenzii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.